ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИСХОКХОН ИБРАТ

12:45, 13.08.2018
ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ  ИСХОКХОН ИБРАТ

«Жизнь человека не вечна, но память – бессмертна. Без исторической памяти – нет будущего. У народа, который не помнит свою историю, не может быть светлого будущего».

И. КАРИМОВ.


Исхокхон Ибрат всю жизнь боролся за то, чтобы видеть свой народ образованным и просветленным. Он был путешественником, историком, поэтом, писателем, переводчиком, полиглотом.

Исхокхон Тура Джунайдулло ходжа оглы родился в 1862 году в кишлаке Туракурган, который находился недалеко от Намангана, в Кокандском ханстве. Его родители, Жунайдуллахўжа и Хурбиби, были образованными людьми своего времени.

Начальное образование он получил в местном медресе, но, по словам самого Ибрата, основное знание ему дала мать. Во всех своих воспоминаниях он с уважениям говорит о матери как об учителе. Позднее, переехав в Коканд, в 1878 году Исхокхон поступил на учебу в большое медресе Муҳаммада Сиддика Тункатора. Он был непосредственным свидетелем коренных изменений, происходивших в культурной жизни народа и в узбекской литературе. Хорошо знал видных литераторов – Мукимий, Фурқата, Завкий, Хазиний. Сам не раз участвовал в состязании поэтов. Во время учебы он самостоятельно изучал произведения восточных ученых.

В 1886 году, окончив учебу, он вернулся в родной кишлак и начал просветительскую деятельность среди населения. В конце года он открыл школу, система обучения в которой значительно отличалась от других. Позднее она приобрела популярность, и остальные местные школы стали перенимать систему обучения, разработанную Исхокхоном Ибратом.

Как пишет он в своих произведениях «Лугати ситта-алсина», «Джоме уль-хутут» и «Тарихи Фаргона», в 1887 году в 25 лет Исхокхон Ибрат повез свою мать в Мекку для совершения священного хаджа. После он некоторое время жил с матерью в Джидде. Хурбиби не суждено было возвратиться домой, она скончалась в Джидде от воспаления легких.

Желая познакомиться с жизнью и культурой различных народов, поэт начал путешествовать по странам и городам Европы и Азии. Он побывал в Иерусалиме, Дамаске, Стамбуле, Софии, Афинах и Риме. Во время возвращения из Европы через Стамбул, он заехал в Багдад, Тегеран, Исфахан, Шираз и Карачи. Объездив Иран и Афганистан, Исхокхон Ибрат прибыл в Индию и некоторое время жил в Бомбее и Калькутте. Из Индии он заехал в Кашгар. Во время своих путешествий Ибрат в совершенстве выучил греческий, английский, турецкий, арабский, персидский языки, хинди и урду. Позднее он выучил и русский язык.

В 1896 году после путешествия, которое длилось девять лет, он возвратился в родной кишлак. В 1901 году Исхокхон Ибрат закончил свое произведение «Лугати ситта-алсина» («Словарь от начала до конца») и опубликовал его. Именно этот словарь, вмещающий более тысячи слов, использовали во всех школах джадидов для изучения русского, арабского, персидского, тюркского, индийского языков.

В 1912 году Ибрат закончил свое уникальное произведение про историю письменности языков «Джоме уль-хутут» и опубликовал книгу, отпечатанную в своей типографии, которая называлась «Матбааи Исхокия».

История создания типографии такова: Исхокхон Ибрат в 1908 году поехал в Уфу и Оренбург, чтобы выкупить у владельца типографии Гауфмана литографическую машину, выпущенную в 1901 году. Он вез ее до Коканда на поезде, а в Туракурган – на верблюдах. В 1908 году начала работу типография «Матбааи Исхокия». Она сыграла огромную роль в пополнении фонда «Библиотеки Исхокия», открытой в том же году.

В произведении «Джоме уль-хутут» были опубликованы сведения о происхождении и развитии более сорока видов письменности, таких как финикийская, еврейская, сирийская, арабская, древнегреческая, персидская, славянская, санскрит, латинская, армянская, грузинская, уйгурская и др. По утверждению современника Иброхима Даврона, Исхокхон знал географию, архитектуру, технику, механику, химию и физику, а также был отличным каллиграфом. Как учителя, его знали не только в Фергане, но и во всей Центральной Азии.

Ибрат хотел видеть свой народ образованным и просветленным. В последующие двадцать лет своей жизни он написал
14 научных, исторических и лингвистических книг. Среди них особенно известны «Тарихи Фаргона» («История Ферганы»), «Тарихи маданият» («История культуры»), «Мезон уз-замон» («Периоды в подробностях»), «Забонхои Шарк» («Языки Востока»). В это время он объе­динил в сборник под названием «Девони Ибрат» все свои стихи, написанные в течение 30 лет.

В произведении «Тарихи Фаргона» («История Ферганы») он пишет о том, как в 1842 году бухарский эмир Насрулло разорял и грабил Коканд, массово истреб­лял местных жителей и проливал их кровь. В произведении есть интересные данные о жизни и деятельности поэтессы Нодирабегим. Поэт выражал свои мысли по поводу избиения и казни поэтессы и ее внуков, исполненных по приказу эмира Насруллы. Он также описывал природу Ферганы. Стиль изложения похож на стиль энциклопедического произведения Захириддина Мухаммада Бабура «Бабурноме».

Произведение «Мезон уз-замон» занимает особое место в творчестве Ибрата. В книге он определил девять критериев и проанализировал их. Он выразил свое отношение к национализму, ростовщичеству, злоупотреблению торговлей, образованию, воспитанию молодежи, последствиям нерассудительности, алчности и о многом другом. 

После захвата Российской Империей Кокандского ханства, а затем и всей Центральной Азии Исхок­хон Ибрат выступал за техническую интеграцию Туркестана. Он был ярым сторонником школ, в которых занимались по новым методам обучения, и выступал за увеличение их числа.

В конце 1920-х и начале
1930-х годов он работал на государственных должностях. В 1935 году Исхокхона Ибрата сняли со всех занимаемых должностей и запретили ему преподавать в школах. Позднее, в 1937 году, он был арестован за «антисоветскую пропаганду» и заключен в тюрьму. В апреле того же года Исхокхон Ибрат умер в тюрьме в Андижане в возрасте 75 лет.

Понятия «память» и «почитание» тесно связаны. Наш священный долг заключается в том, чтобы помнить людей, пожертвовавших жизнью ради свободы своей Родины. Важно проявлять уважение и любовь к живущим рядом с нами, облегчать им жизнь. Эти понятия должны быть неизменными правилами нашей жизни.

А. ХАЛИКОВ,

доцент кафедры изучения языков

Академии МВД Республики Узбекистан,

кандидат филологических наук,

подполковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

47

Архив

Суббота, 17-ноября  
47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34
33 32 31 30 29 28 27
26 25 24 23 22 21 20
19 18 17 16 15 14 13
12 11 10 9 8 7 6
5 4 3 2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ СЛУЖБА – ПОВЫШАЕТСЯ ДОВЕРИЕ НАРОДА

Проводимые в органах внутренних дел широкомасштабные реформы не обходят стороной самое ответственное звено – службу охраны. В Ферганской области проводится активная работа по дальнейшему совершенствованию деятельности этой службы, пополнению личного состава кадрами, обладающими хорошей физической и боевой подготовкой, глубокими знаниями, чувством патриотизма и верности выбранной профессии



Посмотреть всё ►
Начальник УВД Самаркандской области полковник Ташпулатов Азиз Анварович.
Начальник УВД Наманганской области полковник Атаходжаев Адыл Иргашевич.

Самые читаемые статьи

  • НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ –  СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ НАРОДА
    НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ НАРОДА

    Сегодня под чутким руководством Президента Рес­публики Узбекистан проводится реформа органов внутренних дел, направленная на формирование качественной профессиональной государственной структуры, служащей интересам народа


    ✔ 5    🕔 11:41, 19.11.2018
  • НРАВСТВЕННОСТЬ  в психологии руководства
    НРАВСТВЕННОСТЬ в психологии руководства

    В нашей стране осуществляется широкомасштабная реформа, направленная на совершенствование системы органов внутренних дел, преобразования ее в общественно ориентированную профессиональную службу, деятельность которой направлена на оказание своевременной и качественной помощи населению, безусловное выполнение каждым сотрудником и военнослужащим своего служебного долга


    ✔ 26    🕔 11:23, 12.11.2018
  • КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА –  КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА – КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам».

    Ш. Мирзиёев, из текста Послания Олий Мажлису Республики Узбекистан. 22 декабря 2017 года

    ✔ 62    🕔 12:15, 05.11.2018
  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА –  ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
    ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА – ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

    «Любая реформа должна осуществляться в соответствии с конституционными принципами и нормами, ключевым критерием должно быть верховенство закона. Обеспечение верховенства закона в обществе является гарантией эффективности всех осуществляемых реформ, важнейшим фактором повышения уровня жизни населения, обеспечения мира, согласия и стабильности в стране».

    Ш. МИРЗИЁЕВ.

    ✔ 62    🕔 11:59, 29.10.2018
  • БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ –  ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ
    БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ – ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

    Ученые Мовароуннахра внесли большой вклад в развитие различных исламских дисциплин, в частности фикха, написали получившие всемирную известность труды. 

    ✔ 76    🕔 12:07, 22.10.2018
  • СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ – ВЫСШЕЕ БЛАГО И ЧЕСТЬ
    СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ – ВЫСШЕЕ БЛАГО И ЧЕСТЬ

     Понятие «Родина» объемное и многозначное. Человек называет Родиной место, где родился и вырос, но каждый, в зависимости от степени своего совершенства, вкладывает в это понятие свое понимание. Один говорит дом или крепость, а другой называет город или кишлак, где родился, Родиной


    ✔ 87    🕔 11:26, 15.10.2018
Просмотреть всё ►
;