ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИСХОКХОН ИБРАТ

12:45, 13.08.2018
ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ  ИСХОКХОН ИБРАТ

«Жизнь человека не вечна, но память – бессмертна. Без исторической памяти – нет будущего. У народа, который не помнит свою историю, не может быть светлого будущего».

И. КАРИМОВ.


Исхокхон Ибрат всю жизнь боролся за то, чтобы видеть свой народ образованным и просветленным. Он был путешественником, историком, поэтом, писателем, переводчиком, полиглотом.

Исхокхон Тура Джунайдулло ходжа оглы родился в 1862 году в кишлаке Туракурган, который находился недалеко от Намангана, в Кокандском ханстве. Его родители, Жунайдуллахўжа и Хурбиби, были образованными людьми своего времени.

Начальное образование он получил в местном медресе, но, по словам самого Ибрата, основное знание ему дала мать. Во всех своих воспоминаниях он с уважениям говорит о матери как об учителе. Позднее, переехав в Коканд, в 1878 году Исхокхон поступил на учебу в большое медресе Муҳаммада Сиддика Тункатора. Он был непосредственным свидетелем коренных изменений, происходивших в культурной жизни народа и в узбекской литературе. Хорошо знал видных литераторов – Мукимий, Фурқата, Завкий, Хазиний. Сам не раз участвовал в состязании поэтов. Во время учебы он самостоятельно изучал произведения восточных ученых.

В 1886 году, окончив учебу, он вернулся в родной кишлак и начал просветительскую деятельность среди населения. В конце года он открыл школу, система обучения в которой значительно отличалась от других. Позднее она приобрела популярность, и остальные местные школы стали перенимать систему обучения, разработанную Исхокхоном Ибратом.

Как пишет он в своих произведениях «Лугати ситта-алсина», «Джоме уль-хутут» и «Тарихи Фаргона», в 1887 году в 25 лет Исхокхон Ибрат повез свою мать в Мекку для совершения священного хаджа. После он некоторое время жил с матерью в Джидде. Хурбиби не суждено было возвратиться домой, она скончалась в Джидде от воспаления легких.

Желая познакомиться с жизнью и культурой различных народов, поэт начал путешествовать по странам и городам Европы и Азии. Он побывал в Иерусалиме, Дамаске, Стамбуле, Софии, Афинах и Риме. Во время возвращения из Европы через Стамбул, он заехал в Багдад, Тегеран, Исфахан, Шираз и Карачи. Объездив Иран и Афганистан, Исхокхон Ибрат прибыл в Индию и некоторое время жил в Бомбее и Калькутте. Из Индии он заехал в Кашгар. Во время своих путешествий Ибрат в совершенстве выучил греческий, английский, турецкий, арабский, персидский языки, хинди и урду. Позднее он выучил и русский язык.

В 1896 году после путешествия, которое длилось девять лет, он возвратился в родной кишлак. В 1901 году Исхокхон Ибрат закончил свое произведение «Лугати ситта-алсина» («Словарь от начала до конца») и опубликовал его. Именно этот словарь, вмещающий более тысячи слов, использовали во всех школах джадидов для изучения русского, арабского, персидского, тюркского, индийского языков.

В 1912 году Ибрат закончил свое уникальное произведение про историю письменности языков «Джоме уль-хутут» и опубликовал книгу, отпечатанную в своей типографии, которая называлась «Матбааи Исхокия».

История создания типографии такова: Исхокхон Ибрат в 1908 году поехал в Уфу и Оренбург, чтобы выкупить у владельца типографии Гауфмана литографическую машину, выпущенную в 1901 году. Он вез ее до Коканда на поезде, а в Туракурган – на верблюдах. В 1908 году начала работу типография «Матбааи Исхокия». Она сыграла огромную роль в пополнении фонда «Библиотеки Исхокия», открытой в том же году.

В произведении «Джоме уль-хутут» были опубликованы сведения о происхождении и развитии более сорока видов письменности, таких как финикийская, еврейская, сирийская, арабская, древнегреческая, персидская, славянская, санскрит, латинская, армянская, грузинская, уйгурская и др. По утверждению современника Иброхима Даврона, Исхокхон знал географию, архитектуру, технику, механику, химию и физику, а также был отличным каллиграфом. Как учителя, его знали не только в Фергане, но и во всей Центральной Азии.

Ибрат хотел видеть свой народ образованным и просветленным. В последующие двадцать лет своей жизни он написал
14 научных, исторических и лингвистических книг. Среди них особенно известны «Тарихи Фаргона» («История Ферганы»), «Тарихи маданият» («История культуры»), «Мезон уз-замон» («Периоды в подробностях»), «Забонхои Шарк» («Языки Востока»). В это время он объе­динил в сборник под названием «Девони Ибрат» все свои стихи, написанные в течение 30 лет.

В произведении «Тарихи Фаргона» («История Ферганы») он пишет о том, как в 1842 году бухарский эмир Насрулло разорял и грабил Коканд, массово истреб­лял местных жителей и проливал их кровь. В произведении есть интересные данные о жизни и деятельности поэтессы Нодирабегим. Поэт выражал свои мысли по поводу избиения и казни поэтессы и ее внуков, исполненных по приказу эмира Насруллы. Он также описывал природу Ферганы. Стиль изложения похож на стиль энциклопедического произведения Захириддина Мухаммада Бабура «Бабурноме».

Произведение «Мезон уз-замон» занимает особое место в творчестве Ибрата. В книге он определил девять критериев и проанализировал их. Он выразил свое отношение к национализму, ростовщичеству, злоупотреблению торговлей, образованию, воспитанию молодежи, последствиям нерассудительности, алчности и о многом другом. 

После захвата Российской Империей Кокандского ханства, а затем и всей Центральной Азии Исхок­хон Ибрат выступал за техническую интеграцию Туркестана. Он был ярым сторонником школ, в которых занимались по новым методам обучения, и выступал за увеличение их числа.

В конце 1920-х и начале
1930-х годов он работал на государственных должностях. В 1935 году Исхокхона Ибрата сняли со всех занимаемых должностей и запретили ему преподавать в школах. Позднее, в 1937 году, он был арестован за «антисоветскую пропаганду» и заключен в тюрьму. В апреле того же года Исхокхон Ибрат умер в тюрьме в Андижане в возрасте 75 лет.

Понятия «память» и «почитание» тесно связаны. Наш священный долг заключается в том, чтобы помнить людей, пожертвовавших жизнью ради свободы своей Родины. Важно проявлять уважение и любовь к живущим рядом с нами, облегчать им жизнь. Эти понятия должны быть неизменными правилами нашей жизни.

А. ХАЛИКОВ,

доцент кафедры изучения языков

Академии МВД Республики Узбекистан,

кандидат филологических наук,

подполковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

2

Архив

Суббота, 12-января  
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ПОМОГАЕТ СЛУЖБЕ

Военнослужащие несут на своих плечах в тысячу раз больше ответственности, чем другие. Они должны охранять каждую пядь земли, защищать ее от внешних угроз. Наш народ живет в мирной и спокойной стране благодаря тому, что опирается на смелых и отважных сынов Родины, которые стараются оберегать и укреплять фундамент нашего будущего



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ

    В условиях совершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения требований к сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессиональной компетентности, как культура профессионального общения


    ✔ 8    🕔 12:34, 14.01.2019
  • ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД
    ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД

    Мир, стабильность и безопасность – факторы, ценность которых в нынешнее время обретает особое значение.

    ✔ 54    🕔 11:35, 07.01.2019
  • РОЛЬ ЗАКОНОВ  в жизни общества и человека
    РОЛЬ ЗАКОНОВ в жизни общества и человека

    Демократическое правовое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав и интересов человека, верховенства права во всех сферах жизни.

    ✔ 74    🕔 11:49, 24.12.2018
  • ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ –  НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА
    ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА

    В Указе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел,

    ✔ 82    🕔 11:26, 17.12.2018
  • Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова
    Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

    Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 

    ✔ 94    🕔 12:02, 10.12.2018
  • Информационные атаки: цели и формы
    Информационные атаки: цели и формы

    Узбекский народ имеет богатое культурное, духовное, образовательное и воспитательное наследие. На его основе в сознание подрастающего поколения внедряются понятия гуманизма, патриотизма, чести, достоинства, прививаются трудолюбие, забота о пожилых, взаимопомощь


    ✔ 98    🕔 12:32, 03.12.2018
Просмотреть всё ►
;