МЕСТО ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

13:08, 06.08.2018

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации. В общении реализуются социальные отношения людей, происходит организация их целесообразного взаимодействия



С точки зрения функцио­нального анализа управленческой деятельности, общение есть не столько условие, сколько компонент, самостоятельная часть этой деятельности. И в данном случае оно определяется как коммуникативно-регулирующая или коммуникативно-организационная функция руководства.

 Грамотно выстроенное общение во многом обес­печивает эффективность управленческих решений и действий. Более того, правильно организованное общение является катализатором продуктивной деятельности, а недостаток коммуникативной культуры руководителя может поставить под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных.

Специалисты выделяют в общении три функции: коммуникативную (обмен информацией); перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения); интерактивную (совместная деятельность в процессе общения). В реальном процессе общения все они взаимно обусловливают друг друга. Общение, в том числе в процессе управления, страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций.

Следует иметь в виду, что общение может осуществляться на разных уровнях. В частности, на:

– формальном, когда отсутствует стремление понять собеседника и используются привычные маски (вежливости, безразличия и т.п.), набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинное отношение к собеседнику;

– примитивном, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает – отталкивают;

– формально-ролевом, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли;

– манипулятивном, направленном на извлечение выгоды, когда используются разные приемы (лесть, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника;

– светском, характеризующемся беспредметностью, когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в том или ином случае;

– деловом, когда учитываются особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Отдельным уровнем является межличностное, так называемое духовное общение, которое возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения.

Уровень межличностного, духовного общения приобретает особую значимость в управленческой деятельности, и в частности, в деятельности должностных лиц, уполномоченных выполнять административно-распорядительные функции. На данном уровне актуа­лизируется более глубокое и объективное понимание партнера по общению, его эмоционального состояния, намерений, а психологическими механизмами восприятия и понимания собеседника являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

При идентификации человек (в нашем случае – управленец, должностное лицо) ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Очень близка к идентификации эмпатия, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека (умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли понимание чужого внутреннего мира).

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей в процессе общения – рефлексия. Она предполагает уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает и воспринимает вас, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Уровень духовного межличностного общения в процессе управленческой деятельности предполагает способность «снимать маску», быть открытым с собеседником, вести себя беспристрастно и непредвзято. Управленец, заинтересованный в эффективном и результативном общении, должен интересоваться реакциями других людей на его высказывания в конкретных ситуациях, учитывать их последствия.

Специфика служебной деятельности руководителей и сотрудников органов внутренних дел обусловливает их постоянное общение с населением. При этом население – это не «некая серая масса». В каждом конкретном случае собеседник – это личность со своим внутренним миром и взглядами. В связи с этим коммуникативные качества являются наиболее важным элементом в структуре профессионального мастерства сотрудников правоохраны. Вполне естественно, что от их умения общаться с людьми, устанавливать психологический контакт во многом зависит и эффективность их деятельности.

Следует отметить, что общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками правоохраны и гражданами. При этом одной из психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, т.е. существует определенная заданность параметров общения. На важность этого процесса постоянно обращается внимание в ведомственных нормативных документах. В них, в частности, подчеркивается, что повседневная деятельность сотрудников протекает на виду у населения и авторитет органов внутренних дел во многом зависит от поведения сотрудников правоохранительных органов при общении с людьми. Отмечается, что каждый страж порядка, независимо от занимаемой должности, должен быть вежлив и тактичен при обращении с гражданами, чутко относиться к их просьбам и заявлениям.

Правила этического поведения, предусмотренные Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, составляющие свод общих принципов профессиональной этики и основных положений служебного поведения, гласят, что сотрудники должны: проявлять вежливость, скромность и сдержанность в общении с гражданами; учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий; не допускать конфликтных ситуаций, способных негативно повлиять на репутацию органов внутренних дел.

В документе отмечается, что «сотрудники должны быть доброжелательными, корректными и внимательными, обязаны проявлять терпимость и уважение в общении с гражданами и сослуживцами. По отношению к гражданам сотрудники не должны проявлять грубость, допускать случаи унижения чести и достоинства личности».

Человек, обращаясь к сотруднику органов внут­ренних дел, прежде всего хочет, чтобы его внимательно выслушали, разобрались и помогли решить проблему. Умение в процессе общения слушать, проявлять искреннюю заинтересованность в решении волнующих вопросов, способность расположить к себе в процессе общения, завоевать доверие позволяет сотруднику установить с человеком доверительные отношения.

При этом для сотрудника важно не только правильно общаться с людьми, но и уметь оказывать психологическое воздействие на них: убеждать, стимулировать к положительным действиям в поведении, даче правдивой информации и т.п. При этом часто приходится преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из-за взаимного непонимания, неприязни, нежелания общаться с работником органов внутренних дел и т.д. В этой связи важно, чтобы сотрудник умел не только правильно разбираться в природе этих барьеров в общении, но и научился их нейтрализовать, а когда надо, и разбивать.

Таким образом, отличительными чертами общения сотрудников органов внутренних дел, при всей их решительности и чувстве собственного достоинства, должны быть тактичность, высокая культура, а также осознанное понимание и уважительное отношение к человеку, его личности.

 

Р. ТУМПАРОВ,

кандидат педагогических наук,

подполковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

2

Архив

Суббота, 12-января  
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ПОМОГАЕТ СЛУЖБЕ

Военнослужащие несут на своих плечах в тысячу раз больше ответственности, чем другие. Они должны охранять каждую пядь земли, защищать ее от внешних угроз. Наш народ живет в мирной и спокойной стране благодаря тому, что опирается на смелых и отважных сынов Родины, которые стараются оберегать и укреплять фундамент нашего будущего



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ

    В условиях совершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения требований к сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессиональной компетентности, как культура профессионального общения


    ✔ 8    🕔 12:34, 14.01.2019
  • ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД
    ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД

    Мир, стабильность и безопасность – факторы, ценность которых в нынешнее время обретает особое значение.

    ✔ 54    🕔 11:35, 07.01.2019
  • РОЛЬ ЗАКОНОВ  в жизни общества и человека
    РОЛЬ ЗАКОНОВ в жизни общества и человека

    Демократическое правовое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав и интересов человека, верховенства права во всех сферах жизни.

    ✔ 74    🕔 11:49, 24.12.2018
  • ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ –  НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА
    ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА

    В Указе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел,

    ✔ 82    🕔 11:26, 17.12.2018
  • Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова
    Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

    Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 

    ✔ 94    🕔 12:02, 10.12.2018
  • Информационные атаки: цели и формы
    Информационные атаки: цели и формы

    Узбекский народ имеет богатое культурное, духовное, образовательное и воспитательное наследие. На его основе в сознание подрастающего поколения внедряются понятия гуманизма, патриотизма, чести, достоинства, прививаются трудолюбие, забота о пожилых, взаимопомощь


    ✔ 98    🕔 12:32, 03.12.2018
Просмотреть всё ►
;