В последние годы для совершения терактов террористические организации используюттранспортные средства и активно пропагандируют данный метод
Согласно статистике, в 2015–2017 гг. в мире было совершено
77 терактов, из них 25 – с использованием транспортных средств. В 2016 году во
время июльской атаки в Ницце (Франция) погибли 86 человек, в декабре в Берлине
– 12 человек. В 2017 году последовало еще пять подобных нападений: в Иерусалиме
были убиты четыре человека, в Лондоне, в двух терактах, погибли шестеро, в
Стокгольме – пятеро, в Барселоне – 14 человек. В том же году аналогичная атака
унесла жизни восьми ньюйоркцев.
Использование транспортного
средства в качестве орудия очень эффективно, потому что оно легкодоступно, в
отличие от взрывчатки, которую крайне трудно изготовить и доставить. Применение
взрывчатки требует четкого планирования, организованной команды, конспирации, и
на каждом этапе подготовки службы безопасности могут сорвать план.
Тактика транспортного терроризма,
несмотря на то, что при применении данного метода количество жертв гораздо
меньше, чем при приведении в действие «пояса шахида» или взрывного устройства,
привлекательна для радикальных группировок. Она имеет под собой психологическую
основу: автомобильные теракты получают широкую огласку и запугивают людей,
которым кажется, что терроризм подошел вплотную к двери их дома и защититься от
него невозможно.
Несмотря на всплеск транспортного
терроризма в последние годы, автомобильные атаки не являются абсолютным
новшеством. Террористы осуществляли нападения вышеуказанным методом более
десяти лет назад в Северной Каролине, Иерусалиме, Тель-Авиве, Квебеке, Дижоне,
Нанте, Западном береге Грац и Синьцзяне.
Первыми его применили арабы
против израильтян в Иерусалиме. Тогда аналитики предположили, что палестинские
экстремисты нашли новую тактику для запугивания своих врагов. И были правы.
Экстремисты освоили данный метод террора и теперь призывают своих
последователей совершать нападения на автомобилях, которые можно использовать в
качестве потенциальной «косилки» для «кошения врагов». Они указывают, что гнать
транспортные средства нужно к самым переполненным людьми местам, вести их на
максимальной скорости, чтобы масштабы поражения были глобальнее. Поощряются
нападения на улицы с пешеходным переходом, уличные рынки, во время проведения
фестивалей, парадов и политических митингов. Определен идеальный тип, вес и
скорость автомобиля, необходимого для достижения террористических целей.
Однако какие бы методы не
изобретали террористы для своих античеловечных целей, всегда будут найдены
средства для их обезвреживания. Уже выявлено, что исполнению таких терактов
может помешать установка на автомобили систем, принудительно снижающих скорость
в случае возникновения опасности столкновения. Есть версия, что именно эта
система сработала во время теракта в Берлине, предотвратив большее число жертв.
М.
РАХИМОВ,
соискатель.