МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

11:34, 04.03.2019
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. Факторами, влияющими на принятие человеком решения о миграции, является совокупность объективных и субъективных причин.


 В ХХ веке массовые масштабы приобрела миграция, обусловленная экономическими мотивами и основанная на принятии добровольных решений о переезде в целях повышения качества и уровня своей жизни

Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов, происходящих в мире, и ведет к втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций.

В условиях глобализации усиливается динамизация процессов международной миграции населения, что оказывает весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое развитие современных государств. Наряду с этим, важным фактором, определяющим изменение динамических и структурных параметров потоков международной миграции, является сущес­твенное увеличение масштабов и пространственных границ вынужденной миграции в результате формирования мощных очагов военно-политической напряженности, этнических конфликтов и экологических катастроф.

Нелегальная миграция является важнейшей отличительной особенностью современных процессов. В настоящее время, согласно данным Международной организации по миграции, в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Нелегальные мигранты вытесняют местную рабочую силу за счет дешевизны и являются потенциальным источником политической и социальной нестабильности в стране проживания.

Противодействие незаконной трудовой миграции также имеет приоритетное значение в государственной миграционной политике Узбекистана. В стране ведется административно-правовое противодействие незаконной миграции, реализуется комплекс упорядоченных мер государственных органов по выявлению, пресечению, устранению нарушений миграционного законодательства с целью ликвидации негативных последствий, вызванных незаконной трудовой миграцией в зарубежные страны.

В этих целях совершенствуется нормативно-правовая база. Так, принятый Закон Республики Узбекистан
«О ратификации Конституции Международной организации по миграции» от 26.12.2018 года позволил нашей стране стать равноправным участником данной организации, основными задачами которой являются осуществление мер по организационному перемещению мигрантов, оказание миграционных услуг и обеспечение форума для обмена мнениями и опытом в рамках государств, международных и других организаций, расширение сотрудничества в области международной миграции, а также исследование проблем в целях разработки практических решений.

Вместе с этим, принимаются нормативные акты, направленные на обеспечение прав и защиту интересов граждан Республики Узбекистан, находящихся за границей.

К примеру, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом» от 12.11.2003 года создано Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений.

Основными задачами названного Агентства являются осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств по вопросам выделения квот и разрешений для трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан; оказание содействия гражданам Узбекистана в реализации их права на трудовую деятельность за рубежом путем организации трудо­устройства, проведения предварительных адаптационных мероприятий с кандидатами на трудоустройство за рубежом; развитие сотрудничества с зарубежными предприятиями, учреждениями, компаниями, осуществляю­щими найм иностранной рабочей силы и др.

Также 05.07.2018 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан», определяющее порядок осуществления юридическими лицами деятельности по трудоустройству граждан Узбекистана за рубежом.

Этим же документом создан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Минис­терстве занятости и трудовых отношений, основными задачами которого определены:

– оказание правовой и социальной защиты, материальной помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без устанавливающих личность документов;

– медицинское обслуживание граждан в период трудовой миграции по причине травмы, несчастного случая, в случае невозможности оплатить стои­мость оказанных медицинских услуг, за счет средств трудового мигранта с последующим возмещением оплаченных средств указанными гражданами;

– возвращение граждан, ранее направленных на работу за рубеж в рамках организованного набора и депортированных вследствие нарушения законодательства страны пребывания, а также граждан, получивших увечье или тяжелые травмы во время трудовой деятельности за рубежом, приведшие к потере трудоспособности.

Кроме того, принято постановление Президента Республики Узбекистан  «О мерах по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан во время их выезда на транспорте за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности» от 05.03.2018 года, а также ряд иных законодательных актов, направленных на защиту прав трудящихся мигрантов – граждан Узбекистана.

Наряду с этим, в целях регулирования вопросов в сфере трудовой миграции, обеспечения прав граждан Республики Узбекистан в период нахождения за рубежом, а также предотвращения нарушения ими законодательства стран пребывания, уполномоченными государственными органами республики осуществляется двустороннее сотрудничество с соответствующими органами ряда зарубежных государств.

В частности, с 2017 года действует соглашение между правительствами Республики Узбекистан и Российской Федерации об организации и наборе граждан Узбекистана для осуществления трудовой деятельности на территории России. В октябре 2018 года заключен Меморандум о сотрудничестве между Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и утверждено Положение о создании совместной рабочей группы, основной целью которой является реализация межправительственного Соглашения об организованном наборе и привлечении граждан Респуб­лики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Кроме того, для оказания помощи и обеспечения интересов граждан Узбекистана, находящихся на территории России, в городах Екатеринбурге, Казани, Владивостоке, Санкт-Петербурге и Новосибирске, функционируют генеральные консульства Республики Узбекистан.

Кроме того, 31 марта 2016 года заключен Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда Республики Узбекистан и Министерством занятости и труда Республики Корея по отправке рабочих в Республику Корея по системе разрешения занятости. На территории Республики Корея в сентябре 2018 года открыто представительство Агентства по внешней трудовой миграции.

В настоящее время налаживаются тесные связи с Японией, в январе 2019 года подписан Меморандум о сотрудничестве по Программе технической подготовки, который представляет возможность направлять граждан Респуб­лики Узбекистан по организованному набору для осуществления временной трудовой деятельности на территории Японии.

Помимо этого, аналогичные контакты установлены с рядом других иностранных государств. Все это дает возможность лицам, желающим работать за рубежом, решать эти вопросы на законном основании.

В целом анализ исследований миг­рационных процессов свидетельствует о том, что их регулирование в условиях глобализации становится возможным при совместных усилиях большинства стран мира, то есть посредством многостороннего международного сотрудничества. Это касается прежде всего проблем, порождаемых растущим числом беженцев или все увеличивающимися масштабами нелегальной миграции, которые приобрели глобальный характер. В неменьшей степени это относится и к международной трудовой миграции, поскольку обеспечение правовых гарантий для граждан одних стран, работающих в других странах, стало важной составной частью глобального процесса обеспечения прав человека.

По мнению отдельных ученых, в современных условиях управление миграцией непременно должно носить системный характер. Во-первых, это означает формирование единых, принимаемых как странами въезда, так и странами выезда подходов к пониманию возможностей управления миграционными процессами. Во-вторых, придание нового импульса межгосударственному сотрудничеству в миграционной сфере путем конкретизации международных норм и гармонизации национальных законодательств. В-третьих, построение двусторонней, включающей взаимные обязательства принимающих стран и стран происхождения, модели реализации прав человека как основы международного взаимодействия. В-четвертых, формирование новых акцентов в реализации согласованного управления миграцией посредством использования возможностей общественности и других заинтересованных институтов гражданского общества.

Таким образом, большинство специа­листов в данной сфере приходит к выводу, что суть нового понимания возможностей совместных действий государств в целях упорядочения международной миграции заключается прежде всего в осознании необходимости скоординированного многостороннего сотрудничества в условиях глобализации и, соответственно, в усилении акцента на межгосударственных инструментах, координирующих деятельность участвующих в миграции стран.

А. АЛИШЕРОВ,

член Экспертно-аналитической группы МВД Республики Узбекистан,

майор.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

9

Архив

Суббота, 02-марта  
9 8 7 6 5 4 3
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

Семья как фактор эффективной службы

Сегодня перед руководством органов внутренних дел всех уровней, особенно заместителями командиров подразделений по воспитательной части, стоит задача преобразования системы воспитательной работы с личным составом с учетом семейного положения каждого работника



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. Факторами, влияющими на принятие человеком решения о миграции, является совокупность объективных и субъективных причин.

    ✔ 87    🕔 11:34, 04.03.2019
  • Роль женщины  в развитии общества
    Роль женщины в развитии общества

    Вопросы всесторонней поддержки женщин, обеспечения их прав и интересов, повышения их экономической, социальной и политической активности в настоящее время определены в качестве важного направления государственной политики


    ✔ 87    🕔 14:51, 25.02.2019
  • ЭКСТРЕМИЗМ –  ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    ЭКСТРЕМИЗМ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Экстремизм (от латинского еxtremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.

    ✔ 99    🕔 09:55, 18.02.2019
  • ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ –  ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА
    ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА

    Президент страны Шавкат Мирзиёев, обращаясь к учителям и наставникам Узбекистана, указывая на их роль в воспитании молодого поколения, отметил: «Мы хорошо знаем и высоко ценим ваш огромный вклад в гармоничное развитие нашей молодежи, которая сегодня глубоко овладевает современными знаниями и профессиями, иностранными языками, с большими мечтами и надеждами вступает в самостоятельную жизнь, становясь решающей силой нашего завтрашнего дня»


    ✔ 148    🕔 12:55, 11.02.2019
  • ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА
    ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

    Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.


    ✔ 246    🕔 09:35, 04.02.2019
  • КОРРУПЦИЯ –  УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

    Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

    ✔ 133    🕔 12:37, 28.01.2019
Просмотреть всё ►
;