ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

09:35, 04.02.2019
ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.



Его лирическое наследие состоит из «Кабульского девона» (1519) и «Индийского девона» (1528-29), 119 газелей, 231 рубаи и других стихотворений о  любви, образовании, исцелении. Его перу принадлежат знаменитое «Бабурнаме», содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству.

Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэ­та в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира

«Бабурнаме»

– один из замечательных литературных памятников прозы на узбекском языке. Книга носит в основном автобиографический характер и пропитана любовью к Родине. В ней отражена история народов Центральной Азии, Афганистана и Индии конца XV–начала XVI вв.

Первая часть «Бабурнаме» посвящена описанию политических событий в Мовароуннахре в конце XV в. Вторая часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана. Последняя – содержит описание политических событий в Северной Индии, географических данных страны, ее природы, сведения о народах, населявших эту страну.

Благодаря «Бабурнаме», мы узнаем многое об истории нашей Родины. К примеру, о страшном голоде в дни осады Самарканда Шейбаниханом в 1501 г.
Когда Шейбанихан, предводитель кочевых узбеков, совершив несколько нападений на Самарканд, установил там свою власть, а позже покорил Фергану, Бабур был вынужден покинуть пределы родного края и отправиться в Кабул. Навсегда в своем сердце запечатлел он образ Родины, который согревал его в самых сложных походах. Все эти события, с подробным описанием тех мест, где приходилось скитаться Бабуру в дни его неудач в борьбе за власть, описаны в первой части «Бабурнаме», охватывающей период 1483–1504 гг.
Правдивость сведений Бабура подтверждают историки того времени: Хондамир, Мухаммад Хайдар, Мухаммад Салих, Бинои и другие.

За время жизни в Кабуле Бабур хорошо познакомился с обычаями, нравами жителей страны, которые были оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами и говорили на различных языках племен и народностей, обитающих на обширных территориях. Бабур изучил караванные дороги, соединяющие крупные города страны, и в каждом случае описал их со всеми подробностями во второй части своей книги.

Последняя часть «Бабурнаме» охватывает события 1525–1530 гг. В этой части он показал себя незаурядным знатоком истории народов Индии.

«Бабурнаме» изобилует бесценными материалами, отражающими социально-экономическую жизнь народов, затрагивает вопросы морали, этики, нравственности и другие аспекты сов­ременной автору эпохи. На их основе  можно воссоздать биографии многих малоизвестных поэтов того времени, живших в Центральной Азии, Афганистане и Индии и писавших свои стихи на персидском и узбекском языках. В книге много ярких словесных портретов государственных деятелей, поэтов, художников, музыкантов.

Очень образно дан творческий портрет великого Алишера Навои. Благодаря этим описаниям до нас дошли подробности многогранной научно-литературной деятельности Навои, к творчеству которого Бабур относился чрезвычайно уважительно.

Несмотря на обилие имен, названий, дат и событий, «Бабурнаме» читается легко, с неослабевающим интересом. Его данные о Фергане, Андижане, Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре бесценны, ибо автор дает представление о географическом положении этих городов, их торгово-экономической роли в феодальном хозяйстве того периода. Среди центральноазиатских городов, описываемых Бабуром, особое место занимают города любимого края, оставленного им, – Ферганского удела: Андижана, Аксы, Касана, Оша, Канибадама, Исфара, Маргелана, Ходжента, Узгена, на характеристике которых он останавливается более подробно.

Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых. В «Бабурнаме» не только приводятся отдельные данные о них, но и попутно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

С большой любовью пишет Бабур о Самарканде и его округах. По его словам, «в обитаемой части земли мало городов таких приятных, как Самарканд». Он не мог упустить из виду описание обсерватории Улугбека, которой восторгался, отмечая совершенность этого сооружения, его уникальность.

Описание Бабуром караванных путей, ведущих из Кабула не только в Индию, но и в Центральную Азию, с характеристикой горных тропинок, проложенных к важнейшим перевалам, полностью совпадает с топографическими описания­ми XIX в. Вот почему А. Ворнас, посетивший Кабул в 1882 г., после осмотра гробницы Бабура писал, что он питает глубокое уважение к памяти Бабура, которое еще больше увеличилось с тех пор, как он прочитал любопытные записи («Бабурнаме»).

 

Тема Родины

В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям и нравам времени. Можно сказать, что стихи Бабура – автобиография поэта, в которых поэтическим языком трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, передается его беззаветная любовь к Родине.

Одной из важных сторон его творчества является воспевание подлинно человеческой, земной любви. Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией Алишера Навои. В своих газелях и рубаи он поднимает такие проблемы человеческих отношений как дружба, стремление к прекрасному.

В лирике Бабура особое место занимает тема Родины. В его стихотворениях, особенно в четверостишиях, с большой впечатляющей силой выражены тоска по Родине и беспредельная любовь к ней.

Ты на чужбине – и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. Он отвергает то, что противоречит этому. По мнению Бабура, эгоизм, самолюбие, жадность, тщеславие – негодные качества, губящие человека. Поэт дает искренние советы людям. В своих рубаи он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие качества.

Затрагивая эту тему, поэт видит главное назначение человеческой жизни в добре, великодушии, благородстве и честности. Дружбу он считает мощной силой в борьбе с врагом.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палит­ры чувств и переживаний.

Бабур призывает выражать свои мысли кратко, четко и просто, не употреблять таких слов, которых человек сам не понимает. В частности, он отмечает: «Пиши проще, ясным и чистым слогом: и тебе меньше будет труда, и тому, кто читает».

Безусловно, эти строки из «Бабурнаме» свидетельствуют о том, что поэтическое мастерство Бабура оказало глубокое и ощутимое влияние на живописный язык его прозаического произведения, что придало ему большую художественную красоту.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественно-литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

Среди научных трудов особое место в развитии восточной филологии сыграл его трактат о просодии – «Трактат об арузе» – результат внимательного и профессионального изучения поэтических основ поэзии, критического освоения ее достижений. Бабур обогатил теорию просодии новыми зафиксированными им явлениями, положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов. Он аргументирует свои взгляды материалами из арабской, персо-таджикской и тюркской поэзий. Этим ученый показывает не только взаимосвязь и взаимовлияние поэзий, но и демонстрирует широкий диапазон и неисчерпаемую поэтическую возможность стихотворства тюркоязычных народов. Продолжая традиции Алишера Навои, он придавал большое значение народной поэзии. Его сочинение содержит ценные сведения о жанрах народного песенного искусства и интересные этнографические материалы.

Бессмертные художественные и научные произведения Бабура, пронизанные любовью к Родине, выдержали испытание временем и вошли в историю узбекской литературы как достояние культуры узбекского народа.

А. ХАЛИКОВ,

доцент кафедры изучения языков

Академии МВД Республики Узбекистан,

подполковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

7

Архив

Суббота, 16-февраля  
7 6 5 4 3 2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ШАРАМИ, НАПОЛНЕННЫМИ ГАЗОМ

15 февраля в 00.20 часов на номер «102» поступило сообщение о том, что в Яшнабадском районе рядом с родильным комплексом № 6 в автомобиле марки «Каптива» лопнули шары, заполненные природным газом.


Посмотреть всё ►
Первый заместитель начальника УВД Андижанской области подполковник Жабборов Санжар Буронович.

Самые читаемые статьи

  • ЭКСТРЕМИЗМ –  ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    ЭКСТРЕМИЗМ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Экстремизм (от латинского еxtremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.

    ✔ 13    🕔 09:55, 18.02.2019
  • ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ –  ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА
    ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА

    Президент страны Шавкат Мирзиёев, обращаясь к учителям и наставникам Узбекистана, указывая на их роль в воспитании молодого поколения, отметил: «Мы хорошо знаем и высоко ценим ваш огромный вклад в гармоничное развитие нашей молодежи, которая сегодня глубоко овладевает современными знаниями и профессиями, иностранными языками, с большими мечтами и надеждами вступает в самостоятельную жизнь, становясь решающей силой нашего завтрашнего дня»


    ✔ 55    🕔 12:55, 11.02.2019
  • ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА
    ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

    Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.


    ✔ 127    🕔 09:35, 04.02.2019
  • КОРРУПЦИЯ –  УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

    Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

    ✔ 74    🕔 12:37, 28.01.2019
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ:  ИСТОРИЯ И ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
    ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ИСТОРИЯ И ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

    Ни для кого не секрет, что современные органы внутренних дел сформированы на основе структур, которые имели свою историю. А это значит, что они уходят корнями в богатые исторические пласты узбекской государственности...


    ✔ 91    🕔 13:42, 21.01.2019
  • КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ

    В условиях совершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения требований к сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессиональной компетентности, как культура профессионального общения


    ✔ 111    🕔 12:34, 14.01.2019
Просмотреть всё ►
;