«Быть светлым лучом для других, самому излучать этот свет – вот высшее счастье, которого может достичь человек».
Современный мир предъявляет
возросшие требования к развитию личности, ее воспитанию, самопознанию. В связи
с этим обретают «второе дыхание» труды великих просветителей Востока, одним из
которых является просветитель начала XX века Абдулла Авлони – один из
основоположников узбекской детской литературы, национального театра, драматургии
и типографского дела
Абдулла
Авлони родился 12 июля 1878 года в семье ткача-кустаря. Учился в школе старого
типа, затем в медресе. Изучив арабский, персидский и русский языки, читал труды
мыслителей на языке оригинала.
Абдулла
Авлони был ярким представителем джадидского движения, к которому примкнул в
1904 году. Слово «джадид» в переводе с арабского означает «новый». В начале XX
века в крупных городах Центральной Азии и Кавказа, а также в Казани (Россия)
истинные интеллигенты проводили большую просветительскую работу, которая была
направлена на повышение уровня социально-культурной жизни, призывали к
прогрессу. Основной идеей джадидов являлось создание в Туркестане
прогрессивного общества, национально-демократического государства, которого
можно было достичь путем повышения уровня общественно-политического и
культурного сознания. В их задачи входило создание и расширение сети
новометодных школ, различных просветительских объединений, театральных трупп,
издание газет и журналов, обучение за границей лучших представителей одаренной
молодежи.
В результате были организованы театральные труппы,
издавались газеты и журналы. Главным поприщем своей деятельности джадиды
избрали театр. Так как основная масса народа была неграмотной, то книги,
газеты, журналы оставались недоступными. Организованная Авлони в 1913 году
театральная труппа «Турон», объединившись с театральной труппой Хамзы, заложила
основу Академического театра имени Хамзы. В труппе, созданной Авлони,
участвовали знаменитые революционеры и деятели культуры. Они ставили пьесы
Махмуда Бехбуди, Хамзы Хаким-заде, Абдуллы Кадыри, сами писали оригинальные
произведения, ставили их на сцене и сами же исполняли роли.
В то
время Авлони писал пьесы, переводил драматические произведения азербайджанских
и татарских драматургов-джадидов. В своих драматических произведениях он
говорил о трагических последствиях невежества, пережитках прошлого,
необразованности.
На
средства, полученные от театральных представлений, открывались новометодные
школы («усулий-жадид»), где детей местного населения обучали не только грамоте,
но и формировали новое мировоззрение, свободное от консерватизма и фанатизма.
Наряду с основами ислама, преподавались арифметика, история, география и
природоведение. На занятиях учителя старались знакомить своих учеников с
достижениями Востока и Запада, а власть призывали к реформированию системы
образования.
В
1910 году в Ташкенте насчитывалось 24 школы нового типа, в которых обучалось
почти 1 740 учеников. К 1917 году число школ возросло до 100. Лидеры
джадидского движения мечтали о том, что национальные кадры – зрелые ученые,
ведущие специалисты, деятели культуры сделают страну свободной, благоустроенной
и состоятельной. Абдулла Авлони так же, как и другие представители этого
движения, жил и работал во имя избранной цели. В 1907 году в своем доме он стал
издавать газету «Шухрат», которую вскоре закрыли. В 1908 году он тайно издавал
газету «Осиё», которую власть запретила после шестого номера.
Абдулла
Авлони проявлял огромную самоотверженность, распространяя просвещение и
образование. В 1908 году он с большими трудностями открыл в Мирабаде
новометодную школу, но ее постигла та же участь. В школах рассказывали о Земле,
людях, природе, звездах, наряду с основами религии преподавали светские науки.
Невежды объявили его богоотступником и приговорили к смертной казни. Создав в
1909 году благотворительное общество, просветитель стал обучать детей-сирот.
Для
распространения новой системы обучения нужны были новые учебники. В период с
1909 по 1917 годы он написал свыше 10 пособий, которые сыграли большое значение
в истории узбекской школы и развитии педагогической мысли. Педагогика была
поднята на новую ступень. Книга «Биринчи муаллим» («Первый учитель»)
предназначалась для начальной школы и придерживалась принципа: от простого – к
сложному. «Иккинчи муаллим» («Второй учитель») являлась продолжением и
развитием первой книги.
В 1917 году вышла книга «Туркий гулистон ёхуд ахлоқ»
(«Тюркский цветник или мораль»), в которой просветитель излагает свои
социально-нравственные и образовательные взгляды. Создавая ее, писатель
опирался на народную педагогику. Воспитание, по его мнению, начинается с
рождения и продолжается до конца жизни. Кто и где должен воспитывать? –
спрашивал он. И отвечал, что процесс начинается дома, продолжается в школе и
медресе. Воспитание, подытоживает Авлони, – это обязанности отца, учителя,
мудариса и государства. Просветитель придавал огромное значение образованности,
таланту, широте мировоззрения, личности учителя. Сила и широта мышления ученика
зависит от широты взглядов преподавателя. Если слова наставников расходятся с
их делами, то нет веры у учеников таким нравоучениям.
Большое
значение уделяется в книге вопросам патриотизма. Целую главу писатель посвятил
Родине. По мнению автора, Отчизну «…нельзя просто любить, ею нужно гордиться.
Любовь должна выражаться непосредственно в делах и стремлении сделать свою
Родину совершеннее. Родина священна, как мать».
Целую
главу Авлони посвятил родному языку и литературе. Он пишет о том, что
показателем существования на земле каждой нации является язык и литература.
Потерять национальный язык – значит, потерять дух нации. Абдулла Авлони
призывал беречь и сохранять чистоту языка.
Вся
книга разделена на две части: это описание качеств хороших и плохих. Описанию
плохих качеств отведено 18 глав. Автор с большим мастерством рассматривает
болезненные вопросы своего времени: невежество, бесправие, угнетение и
связанные с ними неволя и застой. Бесправное существование народа заставляло
писателя задумываться о судьбе страны. Свободу Родины Абдулла Авлони ставил
превыше всего. Единственный путь, который мог привести к ней – это знание и
просвещение.
Книга
«Туркий гулистон ёхуд ахлоқ» оставила заметный след не только в развитии
педагогики начала XX века, но и в развитии социально-эстетического мышления.
Высказанные в этой книге мысли получили дальнейшее развитие в поэзии Авлони.
Стихи
поэта описывают жизнь Туркестана начала XX века. На фоне происходящих изменений
в жизни народов мира Туркестан предстает безжизненным и опустошенным: с одной
стороны невежество, с другой – нищета. Всем существом он желает пробудить мысли
и чувства народа.
В стихотворении «Дунё фожиаси»
Поэт
написал более 100 стихотворений. Чему бы ни были посвящены его стихи, он всегда
воспевал в них человека, его нравственную красоту и духовное богатство.
Абдулла
Авлони внес огромный вклад в джадидское движение, именно благодаря его трудам
мир познакомился с джадидской узбекской литературой.
В 1919–1920 годах просветитель был генеральным консулом в
Афганистане, проявил себя талантливым дипломатом. Он служил делу мира и дружбы
между народами, выполнял ответственные поручения, за что неоднократно награждался.
В 1925–1930 годах выполнял обязанности заведующего кафедрой «Языка и
литературы» в Среднеазиатском университете. Просветителем создана хрестоматия
для 7-го класса узбекской школы, в которой приведены биографии и отрывки из
лучших произведений узбекских и зарубежных писателей. Он написал много
критических и научных статей под разными псевдонимами. В 1927 году за особые
заслуги в деле просвещения ему было присвоено звание «Героя труда», а 1930 году
– почетное звание «Ударник народного образования». В Ташкенте многие школы
носят его имя. Его имя присвоено Республиканскому центру повышения квалификации
учителей.
Абдулла
Авлони был сыном своего времени. Он всегда оставался преданным народу, Родине,
жил болями и надеждами своей страны. Он призывал бороться за свободу и
процветание. Открывая школы, стремился к всеобщему образованию, воспитанию
молодежи на опыте передовых идей. Его произведения оставили заметный след в
развитии педагогической мысли начала XX века. Все, о чем писал великий педагог
и мыслитель узбекского народа, актуально и сейчас, в век информационных
технологий. А нравственность и духовная красота человека – то, к чему мы все
должны стремиться.
Д. ЗАЙНУТДИНОВА.
М. БУЛЫЧЁВА.