ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ

11:26, 07.01.2019
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ  АБДУЛЛЫ АВЛОНИ

«Быть светлым лучом для других, самому излучать этот свет – вот высшее счастье, которого может достичь человек».



Современный мир предъявляет возросшие требования к развитию личности, ее воспитанию, самопознанию. В связи с этим обретают «второе дыхание» труды великих просветителей Востока, одним из которых является просветитель начала XX века Абдулла Авлони – один из основоположников узбекской детской литературы, национального театра, драматургии и типографского дела

Абдулла Авлони родился 12 июля 1878 года в семье ткача-кустаря. Учился в школе старого типа, затем в медресе. Изучив арабский, персидский и русский языки, читал труды мыслителей на языке оригинала.

Абдулла Авлони был ярким представителем джадидского движения, к которому примкнул в 1904 году. Слово «джадид» в переводе с арабского означает «новый». В начале XX века в крупных городах Центральной Азии и Кавказа, а также в Казани (Россия) истинные интеллигенты проводили большую просветительскую работу, которая была направлена на повышение уровня социально-культурной жизни, призывали к прогрессу. Основной идеей джадидов являлось создание в Туркестане прогрессивного общества, национально-демократического государства, которого можно было достичь путем повышения уровня общественно-политического и культурного сознания. В их задачи входило создание и расширение сети новометодных школ, различных просветительских объединений, театральных трупп, издание газет и журналов, обучение за границей лучших представителей одаренной молодежи.

В результате были организованы театральные труппы, издавались газеты и журналы. Главным поприщем своей деятельности джадиды избрали театр. Так как основная масса народа была неграмотной, то книги, газеты, журналы оставались недоступными. Организованная Авлони в 1913 году театральная труппа «Турон», объединившись с театральной труппой Хамзы, заложила основу Академического театра имени Хамзы. В труппе, созданной Авлони, участвовали знаменитые революционеры и деятели культуры. Они ставили пьесы Махмуда Бехбуди, Хамзы Хаким-заде, Абдуллы Кадыри, сами писали оригинальные произведения, ставили их на сцене и сами же исполняли роли.

В то время Авлони писал пьесы, переводил драматические произведения азербайджанских и татарских драматургов-джадидов. В своих драматических произведениях он говорил о трагических последствиях невежества, пережитках прошлого, необразованности.

На средства, полученные от театральных представлений, открывались новометодные школы («усулий-жадид»), где детей местного населения обучали не только грамоте, но и формировали новое мировоззрение, свободное от консерватизма и фанатизма. Наряду с основами ислама, преподавались арифметика, история, география и природоведение. На занятиях учителя старались знакомить своих учеников с достижениями Востока и Запада, а власть призывали к реформированию системы образования.

В 1910 году в Ташкенте насчитывалось 24 школы нового типа, в которых обучалось почти 1 740 учеников. К 1917 году число школ возросло до 100. Лидеры джадидского движения мечтали о том, что национальные кадры – зрелые ученые, ведущие специалисты, деятели культуры сделают страну свободной, благоустроенной и состоятельной. Абдулла Авлони так же, как и другие представители этого движения, жил и работал во имя избранной цели. В 1907 году в своем доме он стал издавать газету «Шухрат», которую вскоре закрыли. В 1908 году он тайно издавал газету «Осиё», которую власть запретила после шестого номера.

Абдулла Авлони проявлял огромную самоотверженность, распространяя просвещение и образование. В 1908 году он с большими трудностями открыл в Мирабаде новометодную школу, но ее постигла та же участь. В школах рассказывали о Земле, людях, природе, звездах, наряду с основами религии преподавали светские науки. Невежды объявили его богоотступником и приговорили к смертной казни. Создав в 1909 году благотворительное общество, просветитель стал обучать детей-сирот.

Для распространения новой системы обучения нужны были новые учебники. В период с 1909 по 1917 годы он написал свыше 10 пособий, которые сыграли большое значение в истории узбекской школы и развитии педагогической мысли. Педагогика была поднята на новую ступень. Книга «Биринчи муаллим» («Первый учитель») предназначалась для начальной школы и придерживалась принципа: от простого – к сложному. «Иккинчи муаллим» («Второй учитель») являлась продолжением и развитием первой книги.

В 1917 году вышла книга «Туркий гулистон ёхуд ахлоқ» («Тюркский цветник или мораль»), в которой просветитель излагает свои социально-нравственные и образовательные взгляды. Создавая ее, писатель опирался на народную педагогику. Воспитание, по его мнению, начинается с рождения и продолжается до конца жизни. Кто и где должен воспитывать? – спрашивал он. И отвечал, что процесс начинается дома, продолжается в школе и медресе. Воспитание, подытоживает Авлони, – это обязанности отца, учителя, мудариса и государства. Просветитель придавал огромное значение образованности, таланту, широте мировоззрения, личности учителя. Сила и широта мышления ученика зависит от широты взглядов преподавателя. Если слова наставников расходятся с их делами, то нет веры у учеников таким нравоучениям.

Большое значение уделяется в книге вопросам патриотизма. Целую главу писатель посвятил Родине. По мнению автора, Отчизну «…нельзя просто любить, ею нужно гордиться. Любовь должна выражаться непосредственно в делах и стремлении сделать свою Родину совершеннее. Родина священна, как мать».

Целую главу Авлони посвятил родному языку и литературе. Он пишет о том, что показателем существования на земле каждой нации является язык и литература. Потерять национальный язык – значит, потерять дух нации. Абдулла Авлони призывал беречь и сохранять чистоту языка.

Вся книга разделена на две части: это описание качеств хороших и плохих. Описанию плохих качеств отведено 18 глав. Автор с большим мастерством рассматривает болезненные вопросы своего времени: невежество, бесправие, угнетение и связанные с ними неволя и застой. Бесправное существование народа заставляло писателя задумываться о судьбе страны. Свободу Родины Абдулла Авлони ставил превыше всего. Единственный путь, который мог привести к ней – это знание и просвещение.

Книга «Туркий гулистон ёхуд ахлоқ» оставила заметный след не только в развитии педагогики начала XX века, но и в развитии социально-эстетического мышления. Высказанные в этой книге мысли получили дальнейшее развитие в поэзии Авлони.

Стихи поэта описывают жизнь Туркестана начала XX века. На фоне происходящих изменений в жизни народов мира Туркестан предстает безжизненным и опустошенным: с одной стороны невежество, с другой – нищета. Всем существом он желает пробудить мысли и чувства народа.

 В стихотворении «Дунё фожиаси» 1912 г. говорится о том, что в мире проявляется неуважение к человеку, несправедливость и деньги набирают силу, а истина остается где-то в стороне. Поэт, хотя и видит в отношениях людей нелицеприятные черты, все-таки надеется, что когда-нибудь они станут добрыми, а Туркестан – свободным, и выражает уверенность, что дружба, правда и справедливость восторжествуют.

Поэт написал более 100 стихотворений. Чему бы ни были посвящены его стихи, он всегда воспевал в них человека, его нравственную красоту и духовное богатство.

Абдулла Авлони внес огромный вклад в джадидское движение, именно благодаря его трудам мир познакомился с джадидской узбекской литературой.

В 1919–1920 годах просветитель был генеральным консулом в Афганистане, проявил себя талантливым дипломатом. Он служил делу мира и дружбы между народами, выполнял ответственные поручения, за что неоднократно награждался. В 1925–1930 годах выполнял обязанности заведующего кафедрой «Языка и литературы» в Среднеазиатском университете. Просветителем создана хрестоматия для 7-го класса узбекской школы, в которой приведены биографии и отрывки из лучших произведений узбекских и зарубежных писателей. Он написал много критических и научных статей под разными псевдонимами. В 1927 году за особые заслуги в деле просвещения ему было присвоено звание «Героя труда», а 1930 году – почетное звание «Ударник народного образования». В Ташкенте многие школы носят его имя. Его имя присвоено Республиканскому центру повышения квалификации учителей.

Абдулла Авлони был сыном своего времени. Он всегда оставался преданным народу, Родине, жил болями и надеждами своей страны. Он призывал бороться за свободу и процветание. Открывая школы, стремился к всеобщему образованию, воспитанию молодежи на опыте передовых идей. Его произведения оставили заметный след в развитии педагогической мысли начала XX века. Все, о чем писал великий педагог и мыслитель узбекского народа, актуально и сейчас, в век информационных технологий. А нравственность и духовная красота человека – то, к чему мы все должны стремиться.

Д. ЗАЙНУТДИНОВА.

М. БУЛЫЧЁВА.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

9

Архив

Суббота, 02-марта  
9 8 7 6 5 4 3
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

Семья как фактор эффективной службы

Сегодня перед руководством органов внутренних дел всех уровней, особенно заместителями командиров подразделений по воспитательной части, стоит задача преобразования системы воспитательной работы с личным составом с учетом семейного положения каждого работника



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • Музыки волшебные мгновенья…
    Музыки волшебные мгновенья…

    Добрая, замечательная традиция сложилась за многие годы, что дарит нам радость музыки Отдельный образцово-показательный оркестр МВД Республики Узбекистан. 

    ✔ 51    🕔 11:23, 04.03.2019
  • Выступление наших музыкантов вызвало фурор и восторг у зрителей
    Выступление наших музыкантов вызвало фурор и восторг у зрителей

    Театрализованное выступление военных оркестров разных стран – это своеобразное сражение за любовь и симпатии зрителей, которые с огромным удовольствием приходят посмотреть феерическое шоу на открытых площадках государств-устроителей данных конкурсов.

    ✔ 106    🕔 13:30, 21.01.2019
  • С пользой для   военного дела
    С пользой для военного дела

    Недавно я и мои друзья по Военно-техническому институту Национальной гвардии приняли участие в программе «lasertag» на молодежном канале ZorТV


    ✔ 119    🕔 12:37, 14.01.2019
  • ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ  АБДУЛЛЫ АВЛОНИ
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ

    «Быть светлым лучом для других, самому излучать этот свет – вот высшее счастье, которого может достичь человек».


    ✔ 198    🕔 11:26, 07.01.2019
  • ВЕЛИКИЙ УСТЮГ –  РОДИНА ДЕДА МОРОЗА
    ВЕЛИКИЙ УСТЮГ – РОДИНА ДЕДА МОРОЗА

    Еще десять лет назад на вопрос ребенка: «Где живет Дедушка Мороз?», родители придумывали разные ответы. Чаще всего можно было услышать, что он живет на Северном полюсе.

    ✔ 121    🕔 11:21, 07.01.2019
  • МУЗЫКА ОТ ДЕДОВ МОРОЗОВ  В… ПОГОНАХ
    МУЗЫКА ОТ ДЕДОВ МОРОЗОВ В… ПОГОНАХ

    Что ни говори, а новогодняя столица, наряженная креативными дизайнерами в сверкающие разноцветными искрами одежды, просто восхитительна и прекрасна! 

    ✔ 132    🕔 11:20, 07.01.2019
Просмотреть всё ►
;