Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

12:02, 10.12.2018
Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова

Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 


Его книги, посвященные теме личности и общества, истины и справедливости, устремленности к свободе духа, переведенные на 176 языков мира, не перестают волновать читателей на всех континентах

Многогранная общественная деятельность Чингиза Айтматова была направлена на сохранение мира, укрепление согласия, взаимного уважения между народами. С учетом огромного вклада писателя в укрепление дружбы и сотрудничества, развитие литературно-культурных связей между народами Узбекистана и Кыргызстана в нынешнем году в нашей стране будет широко отмечаться 90-летие со дня его рождения.

Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в аиле Шекер Таласской долины. Трудовая биография будущего писателя началась в годы войны. «Самому теперь не верится, – вспоминал Чингиз Айтматов, – в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аилсовета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время… Я разносил извещения – «черные бумаги» по домам, вручал их. Вы знаете что это такое? Не дай Бог! Это же надо было все пропустить через себя...»

Айтматов принадлежал к поколению, «не успевшему» на войну, но тяжкий опыт жизни народа в тылу впоследствии отразится в целом ряде его произведений – изнурительный труд женщин и детей, голодный блеск ребячьих глаз, страшные листки похоронок. Все эти ужасы военных лет, лишив Чингиза юности, сформировали в нем и творческую, и гражданскую личность.

Несмотря на многие трудности (его отец, Торекул Айтматов, был репрессирован и расстрелян в 1938 году, матери же будущего писателя, Нагиме Абдулвалиевой, пришлось одной поднимать пятерых детей), Чингиз Айтматов окончил восемь классов и поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов был принят в сельскохозяйственный институт во Фрунзе (ныне г. Бишкек).

В студенческие годы стремление писать неудержимо овладевает Айтматовым: он пишет небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах Кыргызстана, пробует свои силы как переводчик, журналист.

В 1952 году Айтматов начинает публиковать в периодической печати свои рассказы. Дебютировал он с рассказом «Газетчик Дзюйдо».

После окончания института в 1953 году в течение трех лет он работал зоотехником (ветеринаром), одновременно продолжая писать и издавать рассказы. К середине 1950-х годов Айтматов известен в Кыргызстане не только как автор актуальных публицистических выступлений, но и как талантливый, своеобразный новеллист. В этот период в свет выходят такие его рассказы, как «Ашим», «Белый дождь».

1956 год – переломный в жизни Айтматова. Он решает профессионально заниматься творчеством и становится слушателем Высших литературных курсов в Москве. И уже через год в журнале «Ала-Тоо» на кыргызском языке издается его первое, как он сам отмечал, «серьезное» художественное произведение – повесть «Лицом к лицу». В год окончания Высших литературных курсов (1958 г.) повесть была переведена на русский язык и напечатана в журнале «Октябрь».

После обучения на Высших литературных курсах Айтматов возвращается в родной Кыргызстан, где успешно работает журналистом – собственным корреспондентом газеты «Правда», затем редактором журнала «Литературный Кыргызстан». Писатель активно публикуется, при этом продолжает упорно искать свои темы, героев, собственную манеру повествования. Характеризуя процесс творческого поиска, Айтматов сочтет нужным подчеркнуть в одном из своих интервью, что «…большой кыргызский аил служит мне пристанищем. Многие замыслы, характеры, образы подсказаны жизнью этих людей». Его героями становятся простые люди, труженики, люди чистые и честные, открытые всему хорошему, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях прямые и откровенные. Чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют в произведениях писателя певучие тополя, весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль, окруженном сизо-белым ожерельем горных вершин. К этому периоду творчества писателя относятся рассказы «Соперники», «Трудная переправа» и др.

Еще один не менее важный этап в творчестве писателя – выход в свет повести «Джамиля» (1958 г.), в которой рассказывается о любви, выдержавшей все испытания, о праве женщины на счастье. Повесть была опубликована в журнале «Новый мир», а позднее вошла в книгу «Повести гор и степей». Это произведение принесло автору поистине мировую известность. Французский поэт Луи Арагон, приветствуя «юную» Азию в лице тридцатилетнего Айтматова, так восторженно отозвался о повести: «Джамиля» – самая прекрасная в мире история о любви». Слава Чингиза Айтматова была подобна стреле, пущенной из богатырского лука, – так быстро перелетела она за пределы кыргызских гор и степей.

1960-е – начало 1970-х годов. Каждым своим новым произведением Чингиз Айтматов все больше заявляет о себе как о писателе, поднимающем непростые проблемы бытия, изображающем драматические ситуации, в которых оказываются сильные, чистые и честные люди. Они сталкиваются с не менее сильными противниками – блюстителями пережитков прошлого, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары!», самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Белом пароходе».

Еще большее место в произведениях писателя начинают занимать фольклорные элементы. Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее вплетает в ткань произведений народные легенды, мотивы эпоса «Манас». Так, в повести «Белый пароход» картины современной жизни «вытканы» на канве развернутого киргизского предания о матери-Оленихе, а очеловечение природы настолько органично, что она воспринимается как неотторжимая часть всех нас.

80-е годы прошлого века. Писателя все сильнее волнуют проблемы планетарного масштаба. Рамки жанров рассказа, повести становятся для Айтматова недостаточными, и он переходит к жанру романа. В этот период им написаны «И дольше века длится день» (впоследствии «Буранный полустанок»), «Плаха», которые были встречены читателями с огромным интересом.

В романе «Буранный полустанок» писатель изображает мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. В произведении, пронизанном, по определению Мустая Карима, «болью и безмерным оптимизмом, безмерной верой в человека...», Айтматову удалось убедительно изобразить духовно-нравственный портрет простого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Устами его главного героя – Едигея,
железнодорожного рабочего, прожившего практически всю жизнь на разъезде Боранлы–Буранный, затерявшегося в суровых и безбрежных сарозекских степях, говорит сама эпоха с ее победами и поражениями, горестями и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждами.

В 1986 году из-под пера писателя выходит второй роман «Плаха» – «роман-крик» об опасности восхождения на плаху всего человечества. Автор вновь призывает читателей задуматься о важнейших вопросах современности, в числе которых главный: что же делает человека человеком? Писатель утверждает, что человечеству дан великий дар – способность мыслить, любить мир и все живое. Однако люди убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожая тем самым жизнь в самих себе. В романе впервые были подняты проблемы наркомании, ставшей «чумой века», «экологии человеческой души», вскрываются трагические противоречия современного бытия.

1990-е – начало 2000-х годов. Писатель находится в неустанном творческом поиске. Им публикуются крупные эпические произведения – романы «Богородица в снегах», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы». Айтматов вновь и вновь говорит о проблемах нравственности, о том, что у людей прерываются всякие общественные связи, кроме тех, которые необходимы для поддержания чисто биологического существования. Писатель предупреждает нас, что атрофия социальной, гражданской активности ведет к бездуховности. По Айтматову, смысл жизни человека – в деянии во имя ее, в осознании личной ответственности за все, что происходит вокруг.

Гражданская позиция писателя, нашедшая воплощение в произведениях, находила свое выражение и в его активной общественной деятельности. Айтматов вел огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль, был инициатором и организатором «Иссыккульского форума» – неформального миротворческого движения интеллектуалов различных стран. Являясь президентом Ассамблеи народов Центральной Азии, он внес огромный вклад в дело сохранения мира и спокойствия в нашем регионе. Общественность Узбекистана помнит, как во время организованной
в 1980-е годы политической кампании, известной как «хлопковое дело», Чингиз Айтматов, обладавший обостренным чувством справедливости, вместе с представителями Узбекистана с высоких трибун мужественно защищал честь и достоинство нашего народа.

Сегодня, когда в истории узбекско-кыргызских отношений начался новый этап, художественное наследие Чингиза Айт­матова приобретает еще более важное значение. Произведения писателя, проникнутые идеями гуманизма, служащие укреплению национальных и общечеловеческих ценностей, взаимного уважения и согласия между разными народами, продолжают звучать как манифест силы разума и добра.

 

Р. ТУМПАРОВ,

кандидат педагогических наук,

подполковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

9

Архив

Суббота, 02-марта  
9 8 7 6 5 4 3
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

Семья как фактор эффективной службы

Сегодня перед руководством органов внутренних дел всех уровней, особенно заместителями командиров подразделений по воспитательной части, стоит задача преобразования системы воспитательной работы с личным составом с учетом семейного положения каждого работника



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. Факторами, влияющими на принятие человеком решения о миграции, является совокупность объективных и субъективных причин.

    ✔ 281    🕔 11:34, 04.03.2019
  • Роль женщины  в развитии общества
    Роль женщины в развитии общества

    Вопросы всесторонней поддержки женщин, обеспечения их прав и интересов, повышения их экономической, социальной и политической активности в настоящее время определены в качестве важного направления государственной политики


    ✔ 253    🕔 14:51, 25.02.2019
  • ЭКСТРЕМИЗМ –  ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    ЭКСТРЕМИЗМ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Экстремизм (от латинского еxtremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.

    ✔ 265    🕔 09:55, 18.02.2019
  • ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ –  ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА
    ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА

    Президент страны Шавкат Мирзиёев, обращаясь к учителям и наставникам Узбекистана, указывая на их роль в воспитании молодого поколения, отметил: «Мы хорошо знаем и высоко ценим ваш огромный вклад в гармоничное развитие нашей молодежи, которая сегодня глубоко овладевает современными знаниями и профессиями, иностранными языками, с большими мечтами и надеждами вступает в самостоятельную жизнь, становясь решающей силой нашего завтрашнего дня»


    ✔ 419    🕔 12:55, 11.02.2019
  • ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА
    ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

    Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.


    ✔ 501    🕔 09:35, 04.02.2019
  • КОРРУПЦИЯ –  УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

    Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

    ✔ 294    🕔 12:37, 28.01.2019
Просмотреть всё ►
;