КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

10:54, 26.11.2018

Масштабные реформы в Узбекистане получают все более широкое признание на международной арене. Результаты преобразований, начатых с первых дней независимости, находят практическое воплощение в повседневной жизни граждан, проявляются в позитивном изменении их мышления



Провозгласив себя демократическим, правовым государством, Узбекистан объявил высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятой в декабре 1992 года Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране.

Выработав собственную модель экономического развития, Узбекистан строит не только правовое демократическое государство с многоукладной экономикой, но и формирует общество, главной целью и приоритетом которого является человек и его интересы. За годы независимости наша республика накопила экономический потенциал, позволяющий эффективно обеспечивать социальную защиту населения. В приоритетных направлениях политики успешно сочетаются меры государственного регулирования, поощрения конкуренции и развития инициатив граждан, результатом которых являются экономический рост, высокий уровень и качество жизни узбекистанцев.

Конституция выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. Этому способствует то, что Основной Закон – это не застывший на бумаге текст, а живой и развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные меры. Конституция Узбекистана выдержала испытание временем, и ее жесткая конструкция по форме и содержанию создала запас прочности правовой системы страны. С одной стороны, конституционный порядок сумел устоять перед мелкими возможными дополнениями и изменениями, с другой стороны, состоявшие­ся изменения стали продуманными, неотъемлемыми и эффективными. Последовательно и динамично развивающийся в Узбекистане процесс совершенствования законодательных основ и организационных структур государственной и общественной жизни также полностью основывается на положениях Конституции. В целом конституционные нормы, являясь правовым базисом осуществляемых в стране реформ, служат в качестве стержневой основы для формирования всего остального массива законодательства.

Как известно, до обретения независимости Узбекистан имел дело с правовой системой, отрицающей самостоятельный статус и значение индивида, прежний государственный режим отказывался рассматривать человека как субъект экономики, права и политики. Поэтому Конституция независимого Узбекистана не только исключила такой подход, но и стала создавать правовую базу для становления и укреп­ления новой идеологии мышления гражданина, осознающего себя частицей страны и рассматриваю­щего себя как человека, от которого зависит ее будущее.

Сама Конституция явилась фактически общей идеей для многонационального Узбекистана и позволила создать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в республике, так как она гарантировала права и свободы всем гражданам, независимо от их национальности, веры и расы, что способствовало сохранению в стране межнационального и межконфессионального согласия. Соответственно, запрет на создание общественных объединений по национальному и религиозному признакам позволил предотвратить распространение идей национального экстремизма и религиозного фундаментализма и избежать конф­ликтов на этой почве. Так, например, в Узбекистане живут и трудятся на благо Родины представители более 130 наций и народностей. Созданы условия для сохранения и всестороннего развития их традиций и обычаев. Важную роль во взаимообогащении культур, воспитании молодежи в духе толерантности играют 137 национальных культурных центров, 35 обществ дружбы с зарубежными странами.

Право на обращение граждан является одним из важных факторов обеспечения и эффективной защиты прав человека, предусмотренное в соответствии со ст. 35 Конституции Республики Узбекистан. В законодательстве Узбекистана этому вопросу отведено особое место и определены принципы его осуществления. Государство осуществляет в этом направлении поэтапное реформирование действующего законодательства. Одним из приоритетов стало обеспечение прозрачности деятельности государственных органов – только так можно достичь эффективной работы всех звеньев. Для того чтобы открыть доступ населения к получению государственных услуг, были созданы электронные порталы и базы данных.

С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов. А в 2016 году на базе инспекций были образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». Дальнейшим шагом стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан. В результате количество государственных услуг, оказываемых Едиными центрами, увеличилось. Успешная реализация широкомасштабных реформ на сов­ременном этапе развития страны потребовала создания совершенно новой, эффективной системы государственного управления. В этой связи 8 сентября 2017 года глава государства принял Указ № УП-5185, поставивший задачу кардинального совершенствования и модернизации системы государственного управления. Данным указом утверждены Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, а также «дорожная карта» по ее реализации.

Модернизация страны осуществляется в условиях устойчивого экономического роста, политической стабильности и постепенного повышения уровня жизни граждан Узбекистана. Правовую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных правовых институтов, инструментов и методов, а также современной правовой инфраструктуры, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление правовой системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Глобализация, как один из факторов правовой модернизации в Республике Узбекистан, повлияла на включение в ее правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, содержащихся в международно-правовых документах и международных договорах Узбекистана.

Новый этап конституционных преобразований связан с реализацией Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, утвержденной Указом Президента Респуб­лики Узбекистан Ш. Мирзиёева
от 7 февраля 2017 года. Этот уникальный по своей значимости и масштабности документ предусматривает реализацию в 2017–2021 годах целого комплекса мероприятий по пяти приоритетным направлениям развития страны. Так, были приняты законы Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан» от
6 апреля 2017 года и «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан» от 31 мая 2017 года, регулирующие вопросы по реформированию судебно-правовой сферы, расширению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышению уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшему совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, а также усилению мер по обеспечению охраны природы и экологической безопасности.

Суть и логика осуществленных и предлагаемых преобразований свидетельствуют о том, что в Узбекистане планомерно и поэтапно осуществляется конституционная модернизация, закладывающая правовые основы обновления страны. Проводимые в настоящее время реформы политической системы осуществляются в рамках Конституции и законов Республики Узбекистан. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства. В политической практике и законодательстве утверждаются новые пути и формы влияния на государственную власть со стороны общественных организаций, средств массовой информации, партий.

Наша республика, обретя государственную независимость, идет своим конституционным путем обновления и социального прогресса, развивая свою национальную государственность, обеспечивая права и свободы граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и политических убеждений.

О. МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

9

Архив

Суббота, 02-марта  
9 8 7 6 5 4 3
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

Семья как фактор эффективной службы

Сегодня перед руководством органов внутренних дел всех уровней, особенно заместителями командиров подразделений по воспитательной части, стоит задача преобразования системы воспитательной работы с личным составом с учетом семейного положения каждого работника



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. Факторами, влияющими на принятие человеком решения о миграции, является совокупность объективных и субъективных причин.

    ✔ 201    🕔 11:34, 04.03.2019
  • Роль женщины  в развитии общества
    Роль женщины в развитии общества

    Вопросы всесторонней поддержки женщин, обеспечения их прав и интересов, повышения их экономической, социальной и политической активности в настоящее время определены в качестве важного направления государственной политики


    ✔ 190    🕔 14:51, 25.02.2019
  • ЭКСТРЕМИЗМ –  ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    ЭКСТРЕМИЗМ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Экстремизм (от латинского еxtremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.

    ✔ 198    🕔 09:55, 18.02.2019
  • ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ –  ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА
    ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА

    Президент страны Шавкат Мирзиёев, обращаясь к учителям и наставникам Узбекистана, указывая на их роль в воспитании молодого поколения, отметил: «Мы хорошо знаем и высоко ценим ваш огромный вклад в гармоничное развитие нашей молодежи, которая сегодня глубоко овладевает современными знаниями и профессиями, иностранными языками, с большими мечтами и надеждами вступает в самостоятельную жизнь, становясь решающей силой нашего завтрашнего дня»


    ✔ 321    🕔 12:55, 11.02.2019
  • ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА
    ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

    Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.


    ✔ 413    🕔 09:35, 04.02.2019
  • КОРРУПЦИЯ –  УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

    Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

    ✔ 230    🕔 12:37, 28.01.2019
Просмотреть всё ►
;