КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

10:54, 26.11.2018

Масштабные реформы в Узбекистане получают все более широкое признание на международной арене. Результаты преобразований, начатых с первых дней независимости, находят практическое воплощение в повседневной жизни граждан, проявляются в позитивном изменении их мышления



Провозгласив себя демократическим, правовым государством, Узбекистан объявил высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятой в декабре 1992 года Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране.

Выработав собственную модель экономического развития, Узбекистан строит не только правовое демократическое государство с многоукладной экономикой, но и формирует общество, главной целью и приоритетом которого является человек и его интересы. За годы независимости наша республика накопила экономический потенциал, позволяющий эффективно обеспечивать социальную защиту населения. В приоритетных направлениях политики успешно сочетаются меры государственного регулирования, поощрения конкуренции и развития инициатив граждан, результатом которых являются экономический рост, высокий уровень и качество жизни узбекистанцев.

Конституция выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. Этому способствует то, что Основной Закон – это не застывший на бумаге текст, а живой и развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные меры. Конституция Узбекистана выдержала испытание временем, и ее жесткая конструкция по форме и содержанию создала запас прочности правовой системы страны. С одной стороны, конституционный порядок сумел устоять перед мелкими возможными дополнениями и изменениями, с другой стороны, состоявшие­ся изменения стали продуманными, неотъемлемыми и эффективными. Последовательно и динамично развивающийся в Узбекистане процесс совершенствования законодательных основ и организационных структур государственной и общественной жизни также полностью основывается на положениях Конституции. В целом конституционные нормы, являясь правовым базисом осуществляемых в стране реформ, служат в качестве стержневой основы для формирования всего остального массива законодательства.

Как известно, до обретения независимости Узбекистан имел дело с правовой системой, отрицающей самостоятельный статус и значение индивида, прежний государственный режим отказывался рассматривать человека как субъект экономики, права и политики. Поэтому Конституция независимого Узбекистана не только исключила такой подход, но и стала создавать правовую базу для становления и укреп­ления новой идеологии мышления гражданина, осознающего себя частицей страны и рассматриваю­щего себя как человека, от которого зависит ее будущее.

Сама Конституция явилась фактически общей идеей для многонационального Узбекистана и позволила создать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в республике, так как она гарантировала права и свободы всем гражданам, независимо от их национальности, веры и расы, что способствовало сохранению в стране межнационального и межконфессионального согласия. Соответственно, запрет на создание общественных объединений по национальному и религиозному признакам позволил предотвратить распространение идей национального экстремизма и религиозного фундаментализма и избежать конф­ликтов на этой почве. Так, например, в Узбекистане живут и трудятся на благо Родины представители более 130 наций и народностей. Созданы условия для сохранения и всестороннего развития их традиций и обычаев. Важную роль во взаимообогащении культур, воспитании молодежи в духе толерантности играют 137 национальных культурных центров, 35 обществ дружбы с зарубежными странами.

Право на обращение граждан является одним из важных факторов обеспечения и эффективной защиты прав человека, предусмотренное в соответствии со ст. 35 Конституции Республики Узбекистан. В законодательстве Узбекистана этому вопросу отведено особое место и определены принципы его осуществления. Государство осуществляет в этом направлении поэтапное реформирование действующего законодательства. Одним из приоритетов стало обеспечение прозрачности деятельности государственных органов – только так можно достичь эффективной работы всех звеньев. Для того чтобы открыть доступ населения к получению государственных услуг, были созданы электронные порталы и базы данных.

С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов. А в 2016 году на базе инспекций были образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». Дальнейшим шагом стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан. В результате количество государственных услуг, оказываемых Едиными центрами, увеличилось. Успешная реализация широкомасштабных реформ на сов­ременном этапе развития страны потребовала создания совершенно новой, эффективной системы государственного управления. В этой связи 8 сентября 2017 года глава государства принял Указ № УП-5185, поставивший задачу кардинального совершенствования и модернизации системы государственного управления. Данным указом утверждены Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, а также «дорожная карта» по ее реализации.

Модернизация страны осуществляется в условиях устойчивого экономического роста, политической стабильности и постепенного повышения уровня жизни граждан Узбекистана. Правовую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных правовых институтов, инструментов и методов, а также современной правовой инфраструктуры, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление правовой системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Глобализация, как один из факторов правовой модернизации в Республике Узбекистан, повлияла на включение в ее правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, содержащихся в международно-правовых документах и международных договорах Узбекистана.

Новый этап конституционных преобразований связан с реализацией Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, утвержденной Указом Президента Респуб­лики Узбекистан Ш. Мирзиёева
от 7 февраля 2017 года. Этот уникальный по своей значимости и масштабности документ предусматривает реализацию в 2017–2021 годах целого комплекса мероприятий по пяти приоритетным направлениям развития страны. Так, были приняты законы Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан» от
6 апреля 2017 года и «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан» от 31 мая 2017 года, регулирующие вопросы по реформированию судебно-правовой сферы, расширению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышению уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшему совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, а также усилению мер по обеспечению охраны природы и экологической безопасности.

Суть и логика осуществленных и предлагаемых преобразований свидетельствуют о том, что в Узбекистане планомерно и поэтапно осуществляется конституционная модернизация, закладывающая правовые основы обновления страны. Проводимые в настоящее время реформы политической системы осуществляются в рамках Конституции и законов Республики Узбекистан. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства. В политической практике и законодательстве утверждаются новые пути и формы влияния на государственную власть со стороны общественных организаций, средств массовой информации, партий.

Наша республика, обретя государственную независимость, идет своим конституционным путем обновления и социального прогресса, развивая свою национальную государственность, обеспечивая права и свободы граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и политических убеждений.

О. МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

50

Архив

Суббота, 08-декабря  
50 49 48 47 46 45 44
43 42 41 40 39 38 37
36 35 34 33 32 31 30
29 28 27 26 25 24 23
22 21 20 19 18 17 16
15 14 13 12 11 10 9
8 7 6 5 4 3 2
1

Просмотреть всё ►

Коротко

Урок правознания для школьников

В преддверии Дня Конституции сотрудники следственных подразделений Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан провели мероприятие с учащимися школы № 83 Мирабадского района города Ташкента



Посмотреть всё ►
Начальник Хивинского РОВД Хорезмской области майор Машарипов Хушнуд Мирзабаевич.
Начальник Гурланского РОВД Хорезмской области подполковник Таджиев Алишер Аминович.
Начальник Организационного управления УВД Навоийской области подполковник Абдураимов Акмал Кучкорович.

Самые читаемые статьи

  • Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова
    Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

    Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 

    ✔ 22    🕔 12:02, 10.12.2018
  • Информационные атаки: цели и формы
    Информационные атаки: цели и формы

    Узбекский народ имеет богатое культурное, духовное, образовательное и воспитательное наследие. На его основе в сознание подрастающего поколения внедряются понятия гуманизма, патриотизма, чести, достоинства, прививаются трудолюбие, забота о пожилых, взаимопомощь


    ✔ 41    🕔 12:32, 03.12.2018
  • КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
    КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

    Масштабные реформы в Узбекистане получают все более широкое признание на международной арене. Результаты преобразований, начатых с первых дней независимости, находят практическое воплощение в повседневной жизни граждан, проявляются в позитивном изменении их мышления


    ✔ 54    🕔 10:54, 26.11.2018
  • НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ –  СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ НАРОДА
    НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ НАРОДА

    Сегодня под чутким руководством Президента Рес­публики Узбекистан проводится реформа органов внутренних дел, направленная на формирование качественной профессиональной государственной структуры, служащей интересам народа


    ✔ 75    🕔 11:41, 19.11.2018
  • НРАВСТВЕННОСТЬ  в психологии руководства
    НРАВСТВЕННОСТЬ в психологии руководства

    В нашей стране осуществляется широкомасштабная реформа, направленная на совершенствование системы органов внутренних дел, преобразования ее в общественно ориентированную профессиональную службу, деятельность которой направлена на оказание своевременной и качественной помощи населению, безусловное выполнение каждым сотрудником и военнослужащим своего служебного долга


    ✔ 71    🕔 11:23, 12.11.2018
  • КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА –  КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА – КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам».

    Ш. Мирзиёев, из текста Послания Олий Мажлису Республики Узбекистан. 22 декабря 2017 года

    ✔ 102    🕔 12:15, 05.11.2018
Просмотреть всё ►
;