ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

11:39, 19.11.2018

3. ПО ПУТИ РАЗВИТИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

Развитие и либерализация экономики является одним из пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан, отмеченных в Стратегии действий на 2017–2021 годы


Данное направление Стратегии действий включает в себя такие элементы, как дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности; модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства; продолжение институцио­нальных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике; дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства; комплексное и сбалансированное социально-­экономическое развитие регионов, районов и городов; активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата.

За период, прошедший со дня принятия важного документа, реализован ряд задач, решение которых дало не только результат, ощутимый в жизни страны, но и признание международной общественности. Свидетельством тому служат оценки международных рейтинговых организаций, экспертов и специалистов в области финансов и кредитов, инноваций и человеческого развития и др.

Так, эффективность принятых за последний год мер по улучшению делового климата подтверждает последний выпуск международного отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» («Doing Business»). Сог­ласно опубликованному 31 октября 2017 года докладу «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест», Узбекистан занял 74-е место среди 190 стран, улучшив свой рейтинг сразу на 13 позиций по сравнению с прошлым годом. Более того, наша страна вошла в первую десятку стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом проводимые реформы позволили Узбекистану стать лидером среди стран Европы и Центральной Азии по улучшению деловой среды и упрощению условий ведения бизнеса.

Данные результаты показывают иностранным инвесторам, что Узбекистан – благоприятная страна для ведения бизнеса.

Совершенствование нормативно-правовых основ экономического развития страны является фактором, способствующим воплощению в жизнь проводимых реформ, укреплению доверия населения, субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов.

Обзор проведенных реформ в рамках Стратегии действий на 2017–2021 годы, в частности, в направлении развития и либерализации экономики, целесообразно разделить по следующим направлениям:

Первое – дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики.

Первым шагом реализации реформ в данном направлении стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики», который ввел порядок свободной конвертации национальной валюты, обеспечивающее, прежде всего, условия для выполнения Узбекистаном своих обязательств и репатриации доходов иностранных партнеров, повышения инвестиционной привлекательности страны.

Внедрены совершенно новые принципы и механизмы формирования Государственного бюджета, реализованы меры по обеспечению прозрачности его доходов и расходов. Приняты меры по повышению эффективности управления государственными активами и использованию незадействованных резервов, направленных на увеличение доходной части бюджета.

Так, постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2018 года № ПП-3917 «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе» поставлена задача до 1 января 2019 года обеспечить запуск и функционирование информационного портала «Открытый бюджет», предусматривающего осуществление общественного конт­роля над адресностью бюджетных расходов путем размещения на нем проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, заключений Счетной палаты Республики Узбекистан, а также организацию обратной связи с гражданами, включая возможность информирования о фактах нарушения бюджетного законодательства и внесения предложений по совершенствованию бюджетного процесса.

Важно отметить, что в соответствии с вышеуказанным актом главы государства с 2019 года внедряется механизм участия граждан в распределении бюджетных средств, предусматривающий направление не менее 10 процентов дополнительных источников бюджетов районов (городов) на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Принята Концепция совершенствования налоговой политики, предусматривающая в первую очередь внедрение методов налогового администрирования, в частности, оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу: сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов, а также совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков. В настоящий момент идет процесс разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмена неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций.

Аналогичные изменения коснулись таможенной сферы. Начато поэтапное внедрение системы таможенного администрирования на основе общепринятых международных норм и стандартов. На таможенных пос­тах «Международный аэропорт «Ташкент» имени Ислама Каримова» и «Ташкент–товарная» начата реализация пилотных проектов по применению современных методов таможенного администрирования, направленных на максимальное упрощение таможенных процедур, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, выявление незаконного импорта товаров и контрабанды с последующим внедрением положительного опыта на других таможенных постах.

Указом Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года
№ 5414 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» предусмот­рена разработка Таможенного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, особое внимание обращено на создание механизма стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства и на опыт развитых зарубежных стран в сфере таможенного администрирования, в том числе тарифного регулирования и организации таможенного контроля.

Второе – повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей.

В данном направлении следует особо подчеркнуть процесс активизации реализации инвестиционных проектов почти во всех отраслях экономики, а также активизации процесса создания во всех регионах свободных экономических зон (далее – СЭЗ).

За послений год были созданы свыше 10 СЭЗ («Наманган», «Сирдарё», «Ургут», «Гиждуван», «Коканд», «Хазарасп», «Бухоро-Агро», «Нукус-фарм», «Зомин-фарм» и др.) и более 80 малых промышленных зон, а также инновационные центры и технопарки. Примеры перспективных видов СЭЗ – инновационный технопарк «Яшнабад», Международный высокотехнологичный инновационный центр «Delta city», инновационный центр по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center» и др. Создание инновационных центров имеет важное значение как в обеспечении взаимодействия отраслей экономики и социальной сферы с научными учреждениями, так и во внедрении и коммерциализации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ молодых ученых и специалистов, выпускников высших образовательных учреждений.

В целях формирования на рынке здоровой конкурентной среды и создания равных условий для ведения бизнеса, всемерной поддержки развития активного предпринимательства, обеспечения реализации принципов добросовестной конкуренции отменена сложившаяся практика предоставления льгот, преференций и эксклюзивных прав для отдельных хозяйствующих субъектов, которая порождала ряд существенных проб­лем.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № ПП-3756 «О мерах
по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций» установлен порядок, сообразно которому налоговые и таможенные льготы и преференции предоставляются законами и актами Президента Республики Узбекистан в целом для отраслей, сфер деятельности, территорий, а также имеют конкретную цель – обеспечение достижения четких социальных, экономических и финансовых результатов.

В рамках реализации Стратегии действий особое внимание уделено туристической отрасли как стратегической отрасли экономики. На базе Национальной компании «Узбектуризм» создан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма.

Для иностранных граждан введен упрощенный порядок оформления туристических виз, предусматриваю­щий отмену требования предоставления в Министерство иностранных дел туристического ваучера или обращения приглашающего юридического или физического лица в Республику Узбекистан. Они могут без обращения в консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом подать посредством системы «E-VISA.UZ» обращение на получение электронной визы для однократного въезда на территорию Республики Узбекистан сроком до 30 дней.

Третье модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства.

Значимые результаты были достигнуты также благодаря созданию благоприятных условий для развития многопрофильных фермерских хозяйств, усилению мероприятий по их поддержке со стороны государства. Были конкретно определены задачи органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан по обеспечению эффективного использования посевных земельных площадей.

В целях налаживания действенной работы по стратегическому планированию политики в области сельского хозяйства, продовольственной безопасности и водопотребления, основанной на глубоком анализе их фактического состояния и перспектив развития, коренного совершенствования системы управления по данным направлениям на базе Министерства сельского и водного хозяйства образованы Министерство сельского хозяйства и Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан.

Совет фермеров Узбекистана был преобразован в Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, основной задачей которого стала защита прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, в том числе при взаимоотношениях с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, организациями по заготовке, снабжению и оказанию услуг, в процессе проведения проверок со стороны контролирующих органов, а также при рассмотрении дел в судах.

Особое внимание было уделено развитию приусадебных земельных участков. Так, широкая пропаганда среди сельского населения лозунга «Приусадебный земельный участок – источник дополнительного дохода!» способствовала увеличению количества сельских жителей, владеющих и занимающихся дехканством на собственном приусадебном земельном участке, что благотворно повлияло на повышение их благосостояния. Так, анализ распределения долей валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в разрезе территорий показывает, что самые высокие показатели во всех регионах приходятся на дехканские (личные подсобные) хозяйства, т.е. 70,9 % от общего объема продукции сельского хозяйства приходятся на дехканские, 26,9 % – на фермерские хозяйства,
2,2 % – на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность. Аналогичная ситуация наблюдается с поголовьем крупного рогатого скота. Если 5,0 % крупного рогатого скота, по состоянию на
1 октября 2018 года, приходится на фермерские хозяйства, то 93,7 % – на дехканские хозяйства и лишь 1,3 % – на профильные организации.

Также реализуются практические меры по развитию многопрофильных фермерских хозяйств, организации и расширению различных форм кооперации фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель с другими организациями по оказанию консалтинговых услуг по правовым, экономическим, финансовым, агротехническим и другим воп­росам сельского хозяйства, а также производству, закупке, переработке, реализации продукции, снабжению и обслуживанию, внедрению в данной сфере передового зарубежного опыта.

Данные меры способствуют прив­лечению иностранных и отечественных инвестиций для создания сов­ременных тепличных хозяйств, обеспечивающих выращивание конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внешних рынках, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала.

Четвертое – институциональные и структурные реформы, направленные на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В процессе реализации данного направления Стратегии действий был принят ряд серьезных законодательных документов, изменивших сущность и значение системы органов государственного управления. Создан и преобразован ряд государственных органов, деятельность которых связана с реализацией экономической политики страны.

В частности, учрежден институт Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (бизнес-омбудсман), основным направлением деятельности которого является учас­тие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и другие. Деятельность данного института регулируется принятым в 2017 году Законом «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства».

Создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, одной из основных задач деятельности которого является повышение эффективности и прозрачности разработки и реализации государственных и региональных программ, инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, государственных целевых фондов, иностранных кредитов, займов и грантов, привлекаемых Республикой Узбекистан, а также создание единого информационного пространства для осуществления государственных закупок. Логическим продолжением данных работ стало принятие 9 апреля 2018 года Закона «О государственных закупках».

Кардинально реформирована система Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, пересмотрены задачи и направления ее деятельности, которые изложены в принятом в новой редакции Законе «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».

Кроме того, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли было преобразовано в Министерство внешней торговли. Функции по реализации государственной политики в сфере инвестиций были переданы новообразованному Государственному комитету по инвестициям. Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции был преобразован в Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и др.

Осуществлены меры по совершенствованию оказания государственных услуг населению. Образовано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» преобразованы в Центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах). Важным отличием данного преобразования является то, что отныне оказание государственных услуг по принципу «одно окно» будет осуществляться не только по отношению к субъектам предпринимательства, но и ко всем юридическим и физическим лицам, в том числе с выездом в отдаленные регионы. Сформирован Единый реестр государственных услуг.

Так, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2018 года № ПП-3662 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг», в центрах государственных услуг в экспериментальном порядке предоставляются 70–100 наиболее востребованных видов государственных услуг, по которым последовательно принимаются административные регламенты. Например, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 2018 года ПКМ № 797 были утверждены административные рег­ламенты оказания государственных услуг в сфере органов внутренних дел, в частности, по предоставлению справки о судимости и адресно-справочной информации.

(Окончание следует.)

 С. ДЖОЛДАСОВА,

начальник отдела Управления  юридического

обеспечения МВД Республики Узбекистан,

капитан.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

50

Архив

Суббота, 08-декабря  
50 49 48 47 46 45 44
43 42 41 40 39 38 37
36 35 34 33 32 31 30
29 28 27 26 25 24 23
22 21 20 19 18 17 16
15 14 13 12 11 10 9
8 7 6 5 4 3 2
1

Просмотреть всё ►

Коротко

Урок правознания для школьников

В преддверии Дня Конституции сотрудники следственных подразделений Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан провели мероприятие с учащимися школы № 83 Мирабадского района города Ташкента



Посмотреть всё ►
Начальник Хивинского РОВД Хорезмской области майор Машарипов Хушнуд Мирзабаевич.
Начальник Гурланского РОВД Хорезмской области подполковник Таджиев Алишер Аминович.
Начальник Организационного управления УВД Навоийской области подполковник Абдураимов Акмал Кучкорович.

Самые читаемые статьи

  • НОВЫЕ ПОРЯДКИ В НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ: ЧТО ОНИ СУЛЯТ?
    НОВЫЕ ПОРЯДКИ В НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ: ЧТО ОНИ СУЛЯТ?

    Указ Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 

    29 июня 2018 года вызвал большой интерес у нашего населения, ведь он напрямую связан с уровнем нашей жизни, определяет 
    многие порядки деятельности, наши доходы. Как сказано в указе: 

    ✔ 20    🕔 12:30, 03.12.2018
  • ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»
    ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

    3. ПО ПУТИ РАЗВИТИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

    Развитие и либерализация экономики является одним из пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан, отмеченных в Стратегии действий на 2017–2021 годы

    ✔ 42    🕔 11:39, 19.11.2018
  • ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА
    ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА

    Установление мира, спокойствия и стабильности в обществе, обеспечение беспрекословного соблюдения прав и свобод человека – важный фактор построения правового демократического государства.

    ✔ 61    🕔 11:59, 05.11.2018
  • СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
    СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

    21 октября 1989 года был принят Закон «О государственном языке Республики Узбекистан»


    ✔ 69    🕔 12:04, 22.10.2018
  • ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»
    ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

    2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ


    ✔ 76    🕔 11:29, 15.10.2018
  • НА ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
    НА ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

    и религиозной толерантности в Узбекистане

    В последнее время в нашей стране проводится широкомасштабная работа по углублению демократических реформ, главным приоритетом которых является обеспечение принципа «Народ является единственным источником власти».

    ✔ 92    🕔 11:08, 01.10.2018
Просмотреть всё ►
;