ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА – ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

11:59, 29.10.2018

«Любая реформа должна осуществляться в соответствии с конституционными принципами и нормами, ключевым критерием должно быть верховенство закона. Обеспечение верховенства закона в обществе является гарантией эффективности всех осуществляемых реформ, важнейшим фактором повышения уровня жизни населения, обеспечения мира, согласия и стабильности в стране».

Ш. МИРЗИЁЕВ.


Сегодня вся государственная, общественно-политическая, социально-­экономическая жизнь в Узбекистане строится на прочной правовой основе. Начиная с первых дней независимости и до сегодняшнего дня, в республике сформировано правовое пространство, основанное на международных юридических принципах и нормах, которые исходят из приоритета прав и свобод человека.

Конституция Республики Узбекистан, принятая 26 лет назад – 8 декабря 1992 года, надежно служит правовой основой всех наших достижений, масштабных демократических преобразований и формирования сильного и открытого гражданского общества. На новом качественном этапе демократического развития Узбекистана основные принципы собственной «узбекской модели» развития – деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ – нашли свое логическое продолжение и развитие в основных направлениях Стратегии действий на 2017−2021 годы, которая является новой платформой очередного этапа современного развития Узбекистана.

Что же означает верховенство закона, и как этот принцип влияет на развитие нашей страны?

 Верховенство закона – понятие, возникшее еще в Древней Греции, где родилась формула: «лучшим является строй, где правят не люди, а законы». Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты», которые полагали, что закон должен быть не средством обуздания народом власти, а средством управления властителями народом.

Современные правовые системы определяют основные четыре позиции верховенства закона. Во-первых, органы государственной власти и представляющие их должностные лица, а также все иные лица, должны нести ответственность перед законом, т.е. верховенство закона исключает для органов власти или должностных лиц возможность быть выше закона, иметь чрезмерно широкие полномочия и тем самым практиковать самоуправство и произвол.

Во-вторых, законы должны быть ясными, полностью и вовремя оглашенными и стабильными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы всех людей, в том числе их безопасность и имущество. В своих выступлениях Президент государства Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивает важность своевременного доведения до народа и ответственных исполнителей сути и значения законов, организации их правильного исполнения и обеспечения неукоснительного соблюдения их требований. Очень важно «создать эффективный механизм для разъяснения населению сути принятых новых законов, указов и постановлений». Ведь наша цель – обеспечить реальную власть народа не на словах, а на деле. Это главное требование нынешнего сложного времени, в которое мы живем.

В-третьих, процесс принятия, введения в силу и исполнения законов должен быть доступным, справедливым и эффективным.

В-четвертых, правосудие должно осуществляться своевременно достаточным количеством компетентных, нравственных, независимых и беспристрастных представителей, которые имеют необходимые ресурсы и отражают состав общества, которому они служат.

Сегодня в Узбекистане осуществлены глубокие, принципиальные преобразования системы государственного управления, судебно-правовой системы, получили дальнейшее развитие основы организации деятельности институтов гражданского общества, социального и экономического развития. Огромные и динамичные реформы в этих и ряде других областях осуществлялись на исключительно конституционной, правовой основе. Достаточно сказать, что в 2017 году было принято более 30 законов, около 900 нормативно-правовых актов, большинство из которых носило системный, реформаторский характер. Три раза вносились поправки в Конституцию страны.

Еще более масштабные, сложнейшие по новаторскому потенциалу задачи осуществляются в 2018 году. В рамках государственной программы планируется разработка и принятие 37 законов, 142 нормативно-правовых актов, реализация 52 практических мер, охватывающих различные сферы. В соответствии с программой действий по реализации Стратегии действий в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» – продолжена работа по пересмотру задач и функций органов государственного управления, предстоит реализовать комплекс мер по осуществлению принятой Концепции административной реформы, в том числе по децентрализации функций в системе государственного управления, повышению качества государственных услуг. Значительная работа предстоит в сфере создания надежных механизмов защиты конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни людей, расширения сферы применения института Хабеас Корпус, дальнейшего реформирования системы правоохранительных органов. Продолжены реформы в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, динамичное развитие законодательства, осуществляе­мые меры по совершенствованию правоприменительной практики, все больше увеличивающийся поток правовой информации, ставит во главу угла задачу по обеспечению системности, последовательности, научной обоснованности всей этой работы по совершенствованию системы правового регулирования. Так, согласно Указу Президента Узбекистана от 8 августа 2018 года утверждена «Концепция совершенствования нормотворческой деятельности», которая обеспечит инвентаризацию законодательства и систематизацию нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные сферы. Концепцией предусмотрена систематизация законодательной базы, обеспечение стабильности правового регулирования общественных отношений, повышение качества разработки и принятия нормативно-правовых актов (НПА), а также совершенствование мониторинга их исполнения, внедрение в нормотворческий процесс информационно-коммуникационных технологий, применение в нормотворчестве элементов модели «умное регулирование» и совершенствование институциональных основ нормотворческой деятельности. Все это положит конец «негативной практики разрозненного регулирования общественных отношений в различных областях, что является причиной возникновения правовых коллизий, разночтений и сложностей правоприменения».

Одним словом, все преобразования по пяти приоритетным направлениям Стратегии действий отражают основной принцип нашей государственности – служение народу, а конечным результатом эффективной реализации реформ должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Мы не должны забывать, что наши успехи по пути демократизации, либерализации и модернизации общества, повышение общественно-политической активности и политико-правовой культуры немыслимы без высокого и прочного авторитета закона. И сегодня необходима серьезная работа всех ветвей власти в центре и на местах, целью которой является служение интересам людей, достижение реальных результатов в деле повышения благосостояния народа.

К. ДЖАВАКОВА,

доктор философских наук,

полковник.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

2

Архив

Суббота, 12-января  
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ПОМОГАЕТ СЛУЖБЕ

Военнослужащие несут на своих плечах в тысячу раз больше ответственности, чем другие. Они должны охранять каждую пядь земли, защищать ее от внешних угроз. Наш народ живет в мирной и спокойной стране благодаря тому, что опирается на смелых и отважных сынов Родины, которые стараются оберегать и укреплять фундамент нашего будущего



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ

    В условиях совершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения требований к сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессиональной компетентности, как культура профессионального общения


    ✔ 13    🕔 12:34, 14.01.2019
  • ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД
    ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД

    Мир, стабильность и безопасность – факторы, ценность которых в нынешнее время обретает особое значение.

    ✔ 60    🕔 11:35, 07.01.2019
  • РОЛЬ ЗАКОНОВ  в жизни общества и человека
    РОЛЬ ЗАКОНОВ в жизни общества и человека

    Демократическое правовое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав и интересов человека, верховенства права во всех сферах жизни.

    ✔ 80    🕔 11:49, 24.12.2018
  • ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ –  НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА
    ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА

    В Указе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел,

    ✔ 86    🕔 11:26, 17.12.2018
  • Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова
    Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

    Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 

    ✔ 99    🕔 12:02, 10.12.2018
  • Информационные атаки: цели и формы
    Информационные атаки: цели и формы

    Узбекский народ имеет богатое культурное, духовное, образовательное и воспитательное наследие. На его основе в сознание подрастающего поколения внедряются понятия гуманизма, патриотизма, чести, достоинства, прививаются трудолюбие, забота о пожилых, взаимопомощь


    ✔ 98    🕔 12:32, 03.12.2018
Просмотреть всё ►
;