БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ – ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

12:07, 22.10.2018
БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ –  ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

Ученые Мовароуннахра внесли большой вклад в развитие различных исламских дисциплин, в частности фикха, написали получившие всемирную известность труды. 


Мировую славу в исламском мире получил один из известных мусульманских законоведов-факихов этого региона, маргиланец шейх-уль-ислам Бурхониддин Маргинони, автор фундаментального труда «Аль-Хидоя фи шарх Бидоя аль-мубтади», или сокращенно «Китаб аль-Хидоя» или «Руководство по комментарию к «Началу для начинающего (обучение)». «Хидоя» посвящена частным вопросам мусульманского права («фуру аль-фикх») и является своего рода сводом основных норм шариата

Законовед-факих Бурхониддин Маргинони родился в 1123 году в ферганском городе Риштане, учился в Риштане, Маргилане, Бухаре, Самарканде и других городах Мовароуннахра.

В Маргилане, в медресе Пир Сиддик Абуль-Хасан Али ар-Рошидоний в течение 13 лет обучался у знаменитых исламских ученых законоведов-факихов и богословов Маргилана. Именно здесь его называли «Бурхониддин вал-милла». Бурхониддин – арабское имя и состоит из двух корней «Бурхон» – «доказательство», «дин» – «религия». Слово «милла» означало, что он является знатоком мусульманского права и юридических традиций (обычного права, адата) местных народов. И с того времени во всем мусульманском мире его называли Бурхониддин аль-Маргинони ар-Рошидоний. В последую­щие годы он продолжил учебу у знаменитых улемов и факихов Мовароуннахра и Хорасана.

После переселения в середине XII в.в Самарканд, Бурхониддин аль-Маргинони ар-Рошидоний для себя и своих мюридов (последователей, учеников), риштанцев и маргиланцев, выбрал место для постоянного проживания в древнем пригороде Самарканда в районе «Ним-Сугуд», что в переводе с персидского означает «Половина Согдианы», и создал там поселение под названием исторической родины Дахбед.

Бурхониддин Маргинони – автор таких трудов по фикху, как «Азы для начинающего в фикхе», «Нашр аль-мазхаб» («Распространение мазхаба»), «Книга о предоставлении прав гражданства», «Книга об обязанностях». Наиболее ценным в его наследии является объемистый труд «Бидоятуль-Мубтадиъ» («Вступление к изучению закона») и комментарии к нему в восьми томах, на основе которых написана его знаменитая книга «Китаб ал-Хидоя» в четырех томах. «Хидоя» является монументальным произведением по основам мусульманского права, которое служило настольной книгой законоведов ислама и широко использовалась в судебной практике. Она была известна не только в Мовароуннахре, но и на всем мусульманском Востоке.

«Хидоя» написана на прекрасном арабском языке и впоследствии была переведена на многие языки. Бурхониддин Маргинони при написании «Хидои» использовал опыт предыдущих факихов своего времени. Опасаясь, что объем его книг будет слишком велик, он старался быть кратким в суждениях.

Известные мусульманские факихи отдали должное Бурхониддину Маргинони, написав множество книг и статей, посвященных «Хидое» и его автору. Так, Махмуд ибн Сулайман аль-Кафави отмечал: заслуга Бурхониддина Маргинони состоит в том, что он написал объемную, но в то же время понятную книгу о ханафитской школе права. После этого отзыва «Хидоя» стала знаменитой во всем мусульманском мире и была признана главным пособием по мусульманскому праву.

В процессе работы над произведением «Хидоя» его автор изучил сотни книг и статей по фикху в поисках ответов на проблемные воп­росы в различных отраслях права. Следует отметить, что в то время в мусульманском праве существовали десятки, а то и сотни точек зрения по одному и тому же юридическому вопросу. При написании «Хидои» Маргинони основывался на важнейшие труды великих деятелей Ислама и основоположников юридических мазхабов. В «Хидое» приводятся имена более 50 деятелей Ислама, название 12 сословий и родов, 55 исторических и географических названий. Кроме того, в данной книге приводятся имена более 90 знаменитых факихов, имамов, муджтахидов и других представителей фикха.

Огромное количество теоретических источников, использовавшихся при написании «Хидои», наглядно показывает, что Маргинони был великим ученым, обладавшим энциклопедическими знаниями в области фикха. Особое внимание следует обратить на свое­образный метод написания «Хидои». Во-первых, каждое предложение отличается краткостью и логичностью изложения, автор без необходимости не пользовался синонимами и дополнениями, стиль его изложения прост и доходчив.

Во-вторых, автор приводит мнения представителей различных мазхабов по различным проблемным юридическим вопросам и лишь потом высказывает свое мнение. Исходя из мнений великих факихов, приводя по этим вопросам свои суждения, он находит оптимальные ответы на возникающие правовые проблемы. В качестве аргументов в пользу той или иной правовой нормы Маргинони приводит высказывания сподвижников Пророка и других, более поздних авторитетных муджтахидов, в том числе выходцев из Мовароуннахра. Поскольку в «Хидое» приводятся правовые решения других мазхабов (чаще всего шафиитского и маликитского), не совпадаю­щие с решениями факихов ханафитской школы права, тем самым расширяется круг потенциальных пользователей «Хидои» представителями других юридических мазхабов.

В-третьих, «Хидоя» Маргинони охватывает все отрасли исламского права, кроме наследственного. Причиной того, что автор не включил эту тему в свою книгу, является мнение имама Абу-Ханифа о том, что наследование и все связанные с ним вопросы составляют отдельную отрасль фикха – «фараиз ильми».

В изданных вариантах «Хидоя» состоит из 4 частей, включающих в себя 57 книг, которые, в свою очередь, подразделены на главы и разделы. «Хидоя» отличается от других источников по фикху своей логической последовательностью, расположением тем и своеобразным методом изложения. Каждая книга посвящена описанию правовых норм определенной отрасли исламского права. В целом в «Хидое» охвачено 57 тем фикха, каждая из которых занимает отдельную книгу. Каждая тема, в свою очередь, разделена на главы и разделы.

Первый том состоит из пяти книг и посвящен вопросам молитвы (намаза), поста, закята и паломничества (хаджа). Этот том охватывает 47 глав и 37 разделов.

Второй том охватывает вопросы брака, молочного родства, развода, освобож­дения рабов, беглых рабов, находок, безвестно пропавших, вакуфных дел. Этот том состоит из 60 глав и 36 раз­делов.

Третий том охватывает вопросы купли-продажи, денежных проблем, заклада, свидетельств, лжесвидетельств, отказа от свидетельства, исков, признательств, примирения, патроната, принуждения, спонсорства и других (всего 14 книг). Он состоит из 36 глав и 37 разделов.

Четвертый том охватывает вопросы опеки, разделения наследства, садоводства и крестьянства, о животных, приносимых в жертву богу, о вещах, противоположных шариату, об освоении целинных земель, об охоте, о преступлениях и наказаниях и многое другое (всего 16 книг). Этот том состоит из 23 глав и 38 разделов.

Историческое значение «Хидои» состоит в том, что он является самым знаменитым источником по исламскому правоведению Мовароуннахра и ханафитской школы права в целом.

Капитальный труд Маргинони оставил неизгладимое место в развитии мусульманской правовой культуры, а также в исламской юриспруденции. С момента появления «Хидоя» постоянно была в центре внимания юристов, ученых, историков, правителей и являлась основным источником в осуществлении судопроизводства. К «Хидое» написано множество комментариев. Исследователи отмечают, что труд Бурхониддина Маргинони отличает «классическая ясность юридических формулировок». Эта особенность и привела к тому, что «Хидоя» постепенно стала чуть ли не единственным образцовым конституитивным началом мусульманского юридического образования, правотворчества не только в регио­нах традиционного ханафитского Ислама, но и во всех регио­нах традиционного распространения суннитского Ислама, стала явлением в мировой правовой мысли.

 

Подготовила

А. ЖАНИЕВА.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

46

Архив

Суббота, 10-ноября  
46 45 44 43 42 41 40
39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26
25 24 23 22 21 20 19
18 17 16 15 14 13 12
11 10 9 8 7 6 5
4 3 2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

МАЛЬЧИК СПАСЕН

Сотрудники районного ОПБ получили сообщение о пожаре, разгоревшемся в квартире № 4 дома № 32 по улице Темирйул города Сырдарьи, и оперативно прибыли на место. 


Посмотреть всё ►
Заместитель начальника УВД Ташкентской области по охране общественного порядка подполковник Дустматов Рустамжон Холмирзаевич.
Заместитель начальника УВД Ташкентской области – начальник Управления кадров подполковник Чориев Алиахмед Омонович.
Заместитель начальника УВД Ташкентской области – начальник Управления финансового и материально-технического обеспечения подполковник Агзамов Азизхон Абралханович.

Самые читаемые статьи

  • НРАВСТВЕННОСТЬ  в психологии руководства
    НРАВСТВЕННОСТЬ в психологии руководства

    В нашей стране осуществляется широкомасштабная реформа, направленная на совершенствование системы органов внутренних дел, преобразования ее в общественно ориентированную профессиональную службу, деятельность которой направлена на оказание своевременной и качественной помощи населению, безусловное выполнение каждым сотрудником и военнослужащим своего служебного долга


    ✔ 6    🕔 11:23, 12.11.2018
  • КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА –  КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СТРОГАЯ ДИСЦИПЛИНА – КРИТЕРИИ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Сегодня сама жизнь требует от нас формирования профессиональной, мобильной и нацеленной на конкретные результаты системы государственной службы, разработки эффективной системы, открывающей широкую дорогу инициативным, мыслящим по-новому, преданным Родине и народу кадрам».

    Ш. Мирзиёев, из текста Послания Олий Мажлису Республики Узбекистан. 22 декабря 2017 года

    ✔ 48    🕔 12:15, 05.11.2018
  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА –  ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
    ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА – ГАРАНТ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

    «Любая реформа должна осуществляться в соответствии с конституционными принципами и нормами, ключевым критерием должно быть верховенство закона. Обеспечение верховенства закона в обществе является гарантией эффективности всех осуществляемых реформ, важнейшим фактором повышения уровня жизни населения, обеспечения мира, согласия и стабильности в стране».

    Ш. МИРЗИЁЕВ.

    ✔ 48    🕔 11:59, 29.10.2018
  • БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ –  ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ
    БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ – ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

    Ученые Мовароуннахра внесли большой вклад в развитие различных исламских дисциплин, в частности фикха, написали получившие всемирную известность труды. 

    ✔ 61    🕔 12:07, 22.10.2018
  • СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ – ВЫСШЕЕ БЛАГО И ЧЕСТЬ
    СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ – ВЫСШЕЕ БЛАГО И ЧЕСТЬ

     Понятие «Родина» объемное и многозначное. Человек называет Родиной место, где родился и вырос, но каждый, в зависимости от степени своего совершенства, вкладывает в это понятие свое понимание. Один говорит дом или крепость, а другой называет город или кишлак, где родился, Родиной


    ✔ 72    🕔 11:26, 15.10.2018
  • ПРОСВЕЩЕННОСТЬ  СВОЙСТВЕННА НАШЕМУ НАРОДУ
    ПРОСВЕЩЕННОСТЬ СВОЙСТВЕННА НАШЕМУ НАРОДУ

    Просветительство, являясь сложным и многогранным понятием, охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, религию.

    ✔ 94    🕔 11:11, 08.10.2018
Просмотреть всё ►
;