БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ – ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

12:07, 22.10.2018
БУРХОНИДДИН МАРГИНОНИ –  ВЕЛИКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСЛАМСКОГО ЗАКОНОВЕДЕНИЯ

Ученые Мовароуннахра внесли большой вклад в развитие различных исламских дисциплин, в частности фикха, написали получившие всемирную известность труды. 


Мировую славу в исламском мире получил один из известных мусульманских законоведов-факихов этого региона, маргиланец шейх-уль-ислам Бурхониддин Маргинони, автор фундаментального труда «Аль-Хидоя фи шарх Бидоя аль-мубтади», или сокращенно «Китаб аль-Хидоя» или «Руководство по комментарию к «Началу для начинающего (обучение)». «Хидоя» посвящена частным вопросам мусульманского права («фуру аль-фикх») и является своего рода сводом основных норм шариата

Законовед-факих Бурхониддин Маргинони родился в 1123 году в ферганском городе Риштане, учился в Риштане, Маргилане, Бухаре, Самарканде и других городах Мовароуннахра.

В Маргилане, в медресе Пир Сиддик Абуль-Хасан Али ар-Рошидоний в течение 13 лет обучался у знаменитых исламских ученых законоведов-факихов и богословов Маргилана. Именно здесь его называли «Бурхониддин вал-милла». Бурхониддин – арабское имя и состоит из двух корней «Бурхон» – «доказательство», «дин» – «религия». Слово «милла» означало, что он является знатоком мусульманского права и юридических традиций (обычного права, адата) местных народов. И с того времени во всем мусульманском мире его называли Бурхониддин аль-Маргинони ар-Рошидоний. В последую­щие годы он продолжил учебу у знаменитых улемов и факихов Мовароуннахра и Хорасана.

После переселения в середине XII в.в Самарканд, Бурхониддин аль-Маргинони ар-Рошидоний для себя и своих мюридов (последователей, учеников), риштанцев и маргиланцев, выбрал место для постоянного проживания в древнем пригороде Самарканда в районе «Ним-Сугуд», что в переводе с персидского означает «Половина Согдианы», и создал там поселение под названием исторической родины Дахбед.

Бурхониддин Маргинони – автор таких трудов по фикху, как «Азы для начинающего в фикхе», «Нашр аль-мазхаб» («Распространение мазхаба»), «Книга о предоставлении прав гражданства», «Книга об обязанностях». Наиболее ценным в его наследии является объемистый труд «Бидоятуль-Мубтадиъ» («Вступление к изучению закона») и комментарии к нему в восьми томах, на основе которых написана его знаменитая книга «Китаб ал-Хидоя» в четырех томах. «Хидоя» является монументальным произведением по основам мусульманского права, которое служило настольной книгой законоведов ислама и широко использовалась в судебной практике. Она была известна не только в Мовароуннахре, но и на всем мусульманском Востоке.

«Хидоя» написана на прекрасном арабском языке и впоследствии была переведена на многие языки. Бурхониддин Маргинони при написании «Хидои» использовал опыт предыдущих факихов своего времени. Опасаясь, что объем его книг будет слишком велик, он старался быть кратким в суждениях.

Известные мусульманские факихи отдали должное Бурхониддину Маргинони, написав множество книг и статей, посвященных «Хидое» и его автору. Так, Махмуд ибн Сулайман аль-Кафави отмечал: заслуга Бурхониддина Маргинони состоит в том, что он написал объемную, но в то же время понятную книгу о ханафитской школе права. После этого отзыва «Хидоя» стала знаменитой во всем мусульманском мире и была признана главным пособием по мусульманскому праву.

В процессе работы над произведением «Хидоя» его автор изучил сотни книг и статей по фикху в поисках ответов на проблемные воп­росы в различных отраслях права. Следует отметить, что в то время в мусульманском праве существовали десятки, а то и сотни точек зрения по одному и тому же юридическому вопросу. При написании «Хидои» Маргинони основывался на важнейшие труды великих деятелей Ислама и основоположников юридических мазхабов. В «Хидое» приводятся имена более 50 деятелей Ислама, название 12 сословий и родов, 55 исторических и географических названий. Кроме того, в данной книге приводятся имена более 90 знаменитых факихов, имамов, муджтахидов и других представителей фикха.

Огромное количество теоретических источников, использовавшихся при написании «Хидои», наглядно показывает, что Маргинони был великим ученым, обладавшим энциклопедическими знаниями в области фикха. Особое внимание следует обратить на свое­образный метод написания «Хидои». Во-первых, каждое предложение отличается краткостью и логичностью изложения, автор без необходимости не пользовался синонимами и дополнениями, стиль его изложения прост и доходчив.

Во-вторых, автор приводит мнения представителей различных мазхабов по различным проблемным юридическим вопросам и лишь потом высказывает свое мнение. Исходя из мнений великих факихов, приводя по этим вопросам свои суждения, он находит оптимальные ответы на возникающие правовые проблемы. В качестве аргументов в пользу той или иной правовой нормы Маргинони приводит высказывания сподвижников Пророка и других, более поздних авторитетных муджтахидов, в том числе выходцев из Мовароуннахра. Поскольку в «Хидое» приводятся правовые решения других мазхабов (чаще всего шафиитского и маликитского), не совпадаю­щие с решениями факихов ханафитской школы права, тем самым расширяется круг потенциальных пользователей «Хидои» представителями других юридических мазхабов.

В-третьих, «Хидоя» Маргинони охватывает все отрасли исламского права, кроме наследственного. Причиной того, что автор не включил эту тему в свою книгу, является мнение имама Абу-Ханифа о том, что наследование и все связанные с ним вопросы составляют отдельную отрасль фикха – «фараиз ильми».

В изданных вариантах «Хидоя» состоит из 4 частей, включающих в себя 57 книг, которые, в свою очередь, подразделены на главы и разделы. «Хидоя» отличается от других источников по фикху своей логической последовательностью, расположением тем и своеобразным методом изложения. Каждая книга посвящена описанию правовых норм определенной отрасли исламского права. В целом в «Хидое» охвачено 57 тем фикха, каждая из которых занимает отдельную книгу. Каждая тема, в свою очередь, разделена на главы и разделы.

Первый том состоит из пяти книг и посвящен вопросам молитвы (намаза), поста, закята и паломничества (хаджа). Этот том охватывает 47 глав и 37 разделов.

Второй том охватывает вопросы брака, молочного родства, развода, освобож­дения рабов, беглых рабов, находок, безвестно пропавших, вакуфных дел. Этот том состоит из 60 глав и 36 раз­делов.

Третий том охватывает вопросы купли-продажи, денежных проблем, заклада, свидетельств, лжесвидетельств, отказа от свидетельства, исков, признательств, примирения, патроната, принуждения, спонсорства и других (всего 14 книг). Он состоит из 36 глав и 37 разделов.

Четвертый том охватывает вопросы опеки, разделения наследства, садоводства и крестьянства, о животных, приносимых в жертву богу, о вещах, противоположных шариату, об освоении целинных земель, об охоте, о преступлениях и наказаниях и многое другое (всего 16 книг). Этот том состоит из 23 глав и 38 разделов.

Историческое значение «Хидои» состоит в том, что он является самым знаменитым источником по исламскому правоведению Мовароуннахра и ханафитской школы права в целом.

Капитальный труд Маргинони оставил неизгладимое место в развитии мусульманской правовой культуры, а также в исламской юриспруденции. С момента появления «Хидоя» постоянно была в центре внимания юристов, ученых, историков, правителей и являлась основным источником в осуществлении судопроизводства. К «Хидое» написано множество комментариев. Исследователи отмечают, что труд Бурхониддина Маргинони отличает «классическая ясность юридических формулировок». Эта особенность и привела к тому, что «Хидоя» постепенно стала чуть ли не единственным образцовым конституитивным началом мусульманского юридического образования, правотворчества не только в регио­нах традиционного ханафитского Ислама, но и во всех регио­нах традиционного распространения суннитского Ислама, стала явлением в мировой правовой мысли.

 

Подготовила

А. ЖАНИЕВА.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

2

Архив

Суббота, 12-января  
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ПОМОГАЕТ СЛУЖБЕ

Военнослужащие несут на своих плечах в тысячу раз больше ответственности, чем другие. Они должны охранять каждую пядь земли, защищать ее от внешних угроз. Наш народ живет в мирной и спокойной стране благодаря тому, что опирается на смелых и отважных сынов Родины, которые стараются оберегать и укреплять фундамент нашего будущего



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ

    В условиях совершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения требований к сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента профессиональной компетентности, как культура профессионального общения


    ✔ 14    🕔 12:34, 14.01.2019
  • ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД
    ГОСУДАРСТВО. АРМИЯ. НАРОД

    Мир, стабильность и безопасность – факторы, ценность которых в нынешнее время обретает особое значение.

    ✔ 61    🕔 11:35, 07.01.2019
  • РОЛЬ ЗАКОНОВ  в жизни общества и человека
    РОЛЬ ЗАКОНОВ в жизни общества и человека

    Демократическое правовое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав и интересов человека, верховенства права во всех сферах жизни.

    ✔ 81    🕔 11:49, 24.12.2018
  • ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ –  НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА
    ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВА

    В Указе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел,

    ✔ 87    🕔 11:26, 17.12.2018
  • Человеческий фактор в произведениях  Чингиза Айтматова
    Человеческий фактор в произведениях Чингиза Айтматова

    Творчество выдающегося писателя, мыслителя и гуманиста Чингиза Айтматова – наиболее значимое явление в современной прозе. Глубина философских суждений, мощь литературного таланта, убедительность, правдивость произведений Айтматова ставят его в один ряд с великими мастерами пера мировой художественной литературы. 

    ✔ 100    🕔 12:02, 10.12.2018
  • Информационные атаки: цели и формы
    Информационные атаки: цели и формы

    Узбекский народ имеет богатое культурное, духовное, образовательное и воспитательное наследие. На его основе в сознание подрастающего поколения внедряются понятия гуманизма, патриотизма, чести, достоинства, прививаются трудолюбие, забота о пожилых, взаимопомощь


    ✔ 98    🕔 12:32, 03.12.2018
Просмотреть всё ►
;