ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

11:29, 15.10.2018

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ



Вторым из пяти приоритетных направлений Стратегии действий является  обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, состоящее из шести разделов, предусматривающих обеспечение независимости судебной власти, гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, укрепление законности в судебно-правовой системе

За прошедший период в рамках реализации Стратегии действий коренным образом была пересмотрена судебно-правовая система, проведена реформа правоохранительных органов. В основу проводимой судебно-правовой реформы заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности.

Основываясь на вышеуказанных принципах, можно выделить следующее.

Во-первых, реализованы широкомасштабные меры по обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышению авторитета суда, демократизации и совершенствованию судебной системы.

Значимым нововведением стало создание Высшего судейского совета Республики Узбекистан, являющегося органом судейского сообщества и оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти.

Укреплены основы конституционного правосудия. В частности, внесены изменения и дополнения в статьи 108 и 109 Конституции Республики Узбекистан, а также принят Конституционный Закон Рес­публики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан». Если ранее Конституционный суд Узбекистана осуществлял контроль только лишь после вступления документа в силу, то теперь по конституционным законам и законам о ратификации международных договоров будет проводиться предварительный контроль.

Законом Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года установлен бессрочный период пребывания в должности судей, что стало важнейшей гарантией несменяемости судей – одного из важнейших элементов его независимости.

Значимым событием стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховный суд Рес­публики Узбекистан. Данная реформа устранила дублирование функций управления судебной системой и способствовала формированию единой судебной практики.

Особое значение имеет формирование административных судов, уполномоченных рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

В целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения защиты прав субъектов предпринимательства, хозяйственные суды преобразованы в экономические суды. Созданы межрайонные, районные (городские) экономические суды.

Образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде, на который возложены задачи материально-технического и социального обеспечения судов, судей и судебных работников, а также улучшения условий их труда и материального стимулирования, которые ранее выполнялись соответствующими органами юстиции.

Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года реализованы комплексные меры по повышению открытости и прозрачности деятельности судебных органов, налаживанию открытого диалога с населением и усилению роли общественности в отправлении правосудия. В частности, поэтапно внедряется порядок систематического опубликования на веб-сайте Верховного суда Республики Узбекистан судебных решений. В практику судов впервые внедрен порядок разъяснения участникам судебного процесса сути принятого судебного акта после его оглашения. В целях информирования общественности и СМИ о деятельности судов предусматривается проведение председателями областных судов и их заместителями ежеквартальных брифингов. Также во всех регионах создаются комиссии, оказывающие содействие в формировании судейского корпуса, с целью повышения доверия к объективности и прозрачности процедуры отбора и назначения на должности судей.

Во-вторых, реализованы системные меры по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан. Всякое отступление правоохранительными и судебными органами от точного исполнения и соблюдения норм законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

Так, Указом Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года конкретно определены семь способов сбора доказательств являющихся незаконными методами и, соответственно, не имеющих юридической силы. Установлен запрет на введение дополнительных требований, ограничивающих принцип открытого разбирательства по уголовным делам в судах, а также использование в качестве доказательства показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, заключения эксперта, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписи и иных материалов, полученных с нарушением норм процессуального законодательства.

Законом от 4 апреля 2018 года введена уголовная ответственность за фальсификацию (подделку) доказательств
(ст. 2301 УК). Установлена уголовная ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 2302 УК). Вместе с тем усилена ответственность за ложный донос и лжесвидетельство.

Важнейшим направлением реформ в данной сфере является последовательное расширение прав участников уголовного процесса. Так, задержанное лицо наделено правом обжалования в судебном порядке определения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.  Защитник наделен правом сбора и представления доказательств по уголовному делу, которые подлежат приобщению к материалам уголовного дела, а также обязательной проверке и оценке в ходе проведения дознания, предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде.

Внедряется система «Электронное уголовное дело», предусматривающая расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий в судебно-следственной деятельности, а также оптимизацию и упрощение делопроизводства по уголовным делам. Следует отметить, что до 1 декабря 2018 года в Яккасарайском и Мирабадском районах столицы будет введен в действие пилотный проект «Электронное уголовное дело» с последующим внесением по результатам апробирования пилотного проекта предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части электронного производства по уголовным делам.

Более того, внедрен механизм обязательной видеофиксации таких процессуальных действий, как осмотр места происшествия (по особо тяжким преступлениям), обыск, проверка показаний на месте события, следственный эксперимент с использованием средств видеозаписи. Обязательным является ведение стенографии в судебном разбирательстве. Следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и специальные приемники, места отбывания административного ареста поэтапно будут оснащены средствами видеонаблюдения.

Указом Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2018 года усовершенствован порядок освобождения от уголовной ответственности граждан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп. Следует отметить, что только в 2017 году более 18 тысяч раскаявшихся граждан были сняты с учета. Более 10 тысяч из них получили практическую помощь в трудоустройстве, социальной поддержке и налаживании предпринимательской деятельности.

С 1 ноября 2018 года вводится порядок, в соответствии с которым граждане Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшиеся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп, освобождаются от уголовной ответственности на основании заключения Республиканской межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп.

В-третьих, последовательно совершенствуется и модернизируется административное, уголовное, гражданское и хозяйственное законодательство.

Были приняты в новой редакции Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный кодексы, а также Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве. В частности, принятие Кодекса об административном судопроизводстве и Закона «Об административных процедурах» позволило установить процессуальный порядок рассмотрения административных дел.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года утверждена Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан, основными направлениями и задачами которой являются унификация, систематизация и гармонизация норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, совершенствование системы уголовной ответственности и наказания, обеспечение действенной и надежной охраны прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Отдельное внимание уделяется либерализации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства и гуманизации уголовных наказаний. Так, Законом от 29 марта 2017 года упразднено уголовное наказание в виде ареста, одновременно с этим вводится более мягкий, не связанный с лишением свободы вид наказания – «обязательные общественные  работы».

Сокращены с 72 до 48 часов сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, с 12 месяцев до 7 месяцев – предельные сроки применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия.

Право выдачи санкций на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации трупа переданы от органов прокуратуры судам. Также судам предоставлено право применения альтернативных мер пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Существенно расширена сфера применения в судопроизводстве института «Хабеас корпус», усилена роль и значение судебного контроля в уголовном процессе.

Полностью отменен институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, законодательно закреплены механизмы восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства. С 3 лет до 1 года сокращен срок пересмотра судебного решения по гражданским делам в порядке надзора.

Законом от 6 сентября 2017 г. в корне усовершенствованы институты доследственной проверки и дознания. В частности, дознание установлено в качестве упрощенного порядка досудебного производства по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (90% из 154 составов преступлений). Установлен месячный срок осуществления дознания, который заканчивается направлением уголовного дела с обвинительным актом прокурору для последующего утверждения и направления в суд. Срок судебного разбирательства по данным делам сокращен с двух месяцев до 30 дней.

Законом от 20 июля 2018 года сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности. В частности, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности, сокращен до двух лет, за менее тяжкие преступления – до четырех лет, за тяжкие преступления – до восьми лет, а также за особо тяжкие преступления – до 14 лет.

3 июля 2018 года принят Закон «О медиации». Действие закона распространяется на отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также к индивидуальным трудовым спорам, спорам, возникающим из семейных правоотношений.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года определило меры по коренному совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, профилактики семейно-бытового насилия. Усилены меры ранней профилактики семейных и межличностных конфликтов, депрессивных ситуаций, способных спровоцировать суицидальное поведение. В целях оказания своевременной и адресной помощи и защиты лиц, пострадавших от насилия, предотвращения и ранней профилактики суицидального поведения создан Республиканский центр реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов.

В-четвертых, большое внимание уделяется совершенствованию системы противодействия преступности и профилактики правонарушений.

В стране реализованы комплексные меры по профилактике правонарушений, в корне усовершенствованы формы и методы работы государственных органов, осуществляющих профилактику правонарушений, а также обеспечивается адресность и комплексность мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

В частности, каждый четверг недели объявлен днем профилактики правонарушений, в ходе которого органами внутренних дел при сотрудничестве с государственными и негосударственными организациями, представителями общественности проводится системная работа по всестороннему изучению каждого преступления и принятию в рамках закона необходимых мер по устранению причин и условий, способствовавших его совершению. 

Реализуются системные меры, направленные на формирование культуры нетерпимости к правонарушениям, искоренение правового нигилизма и популяризацию законопослушного поведения граждан, в том числе путем организации дней открытых дверей в опорных пунктах органов внутренних дел, правоохранительных и иных государственных органах и проведения выездных судебных заседаний по общественно значимым судебным разбирательствам.

Организуются выездные прие­мы граждан, встречи представителей государственных органов с населением на местах для всестороннего обсуждения состояния законности и эффективности мер по профилактике правонарушений. Осуществляется подворовой обход, в том числе с целью изучения социально-экономических условий жизни населения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

В специальных теле- и радиопередачах с участием представителей государственных органов и организаций, общественности проводится обсуждение состояния преступности на местах, причин и условий совершения правонарушений, результатов работы по раскрытию преступлений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Установлен качественно новый порядок организации работы республиканских, средних и низовых подразделений профилактики правонарушений, предусматривающий четкое определение и разграничение их основных задач, функций и ответственности, недопущение возложения на инспекторов профилактики несвойственных им функций.

Введены действенные критерии оценки эффективности деятельности инспекторов профилактики, созданы достойные условия для их работы. Внедрен порядок заслушивания органами самоуправления граждан ежемесячных отчетов инспекторов профилактики. Установлен порядок утверждения инспекторов профилактики в должности решением районного (городского) Кенгаша народных депутатов.

Введена должность заместителя начальника районного (городского) управления (отдела) внутренних дел по вопросам молодежи – начальника отдела (отделения) профилактики правонарушений, ответственного за эффективную организацию и координацию работы инспекторов профилактики. Усовершенствована деятельность схода граждан общественного формирования «Махалла посбони».

Внедрены новые формы работы. В частности, в структуре патрульно-постовой службы органов внутренних дел созданы конные отряды, которые обладают высокой маневренностью и организуют мобильные заслоны и кордоны при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в ходе массовых мероприятий, проводимых на открытой местности. Образованы группы дорожно-патрульной службы на мотоциклах, обеспечивающие безопасность дорожного движения в труднодоступных частях дорог и улиц, в местах массового скопления людей.

Постановлениями Президента от 14 февраля и 19 июня 2018 года внедрена качественно новая система охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в столице. На базе районных управлений (отделов) внутренних дел созданы управления координации деятельности органов внутренних дел, городские отделы внутренних дел преобразованы в отделы внутренних дел, руководителям которых предоставлено право самостоятельно принимать решения по выполнению задач,  осуществлять расстановку сил и средств с учетом обстановки на закрепленной территории.

Установлена отчетность заместителя министра внутренних дел Республики Узбекистан – начальника Главного управления внутренних дел города Ташкента, начальников управлений координации и их заместителей, а также начальников отделов внутренних дел перед населением и Кенгашами народных депутатов.

Широко используются возможности АПК «Безопасный город», в первую очередь в целях обеспечения скоординированного взаимодействия и оперативности.

Внедрена Концепция «Безо­пасная столица», согласно которой организован круглосуточный трехсменный режим патрулирования с привлечением сил обеспечения общественного порядка строевых подразделений органов внутренних дел, Национальной гвардии, представителями общественности. Налажена практика функционирования мобильных центров связи и координации сил обеспечения общественного порядка с закреплением их за территорией обслуживания отделов внутренних дел.

Законом от 13 июня 2017 г. усовершенствованы и ужесточены нормы Уголовного кодекса, устанавливающие уголовную ответственность за доведение или склонение к самоубийству, в том числе с использованием сетей телекоммуникаций и Интернета.

Закон «О противодействии экстремизму» от 30 июля сего года способствует повышению правового сознания населения, формированию в обществе нетерпимости к экстремизму, свое­временному предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области экстремизма, обеспечению принципа неотвратимости ответственности, реализации международных общепризнанных норм и стандартов.

В целом следует отметить, что мероприятия, реализуемые во исполнение Стратегии действий, становятся мощным импульсом для поступательного движения Республики Узбекистан по пути построения правового и демократического государства.

Д. САФАРОВ,

заместитель начальника Организационного

департамента  – начальник Управления юридического обеспечения,

майор.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

46

Архив

Суббота, 10-ноября  
46 45 44 43 42 41 40
39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26
25 24 23 22 21 20 19
18 17 16 15 14 13 12
11 10 9 8 7 6 5
4 3 2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

МАЛЬЧИК СПАСЕН

Сотрудники районного ОПБ получили сообщение о пожаре, разгоревшемся в квартире № 4 дома № 32 по улице Темирйул города Сырдарьи, и оперативно прибыли на место. 


Посмотреть всё ►
Заместитель начальника УВД Ташкентской области по охране общественного порядка подполковник Дустматов Рустамжон Холмирзаевич.
Заместитель начальника УВД Ташкентской области – начальник Управления кадров подполковник Чориев Алиахмед Омонович.
Заместитель начальника УВД Ташкентской области – начальник Управления финансового и материально-технического обеспечения подполковник Агзамов Азизхон Абралханович.

Самые читаемые статьи

Просмотреть всё ►
;