ИНВЕСТИЦИИ – ОСНОВА ПРОГРЕССА

11:13, 01.10.2018
ИНВЕСТИЦИИ – ОСНОВА ПРОГРЕССА

Принятая в стране Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах направлена на ускорение преобразований путем модернизации и диверсификации экономики страны, производства конкурентоспособной продукции, повышению экспортного потенциала Узбекистана и обретению на этой основе достойного и прочного места на мировом рынке.


В переводе с латинского слово «invest» означает «вкладывать». В Законе Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» инвестиции определяются как «материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности»

В современных условиях инвес­тиционная политика должна быть нацелена на внедрение наиболее прогрессивных видов техники и технологий, инноваций, современных методов организации и управления. В промышленности страны ведущее место должны занять наукоемкие отрасли, конкурентоспособные, высокотехнологичные и экологически чистые производства.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики. Суть нового подхода можно обозначить следующим образом: устойчивое развитие и построение свободного демократического Узбекистана, где главной ценностью является человек, его интересы и нужды.

В новом плане реформ выделено шесть приоритетных направлений:

– ускорение политических, экономических и социальных реформ. Цель – построение светской демократии, основанной на социально-ориентированной рыночной экономике;

– осуществление комплекса мер по предотвращению международного терроризма, экстремизма, организованной преступности с целью сохранения мира и избежания разногласий в обществе;

– создание справедливого демок­ратического общества, совершенствование системы государственного управления, борьба с коррупцией и придание большей открытости деятельности всех органов государственной власти, сокращение вмешательства государства в экономическую жизнь;

– дальнейшая либерализация экономики, приватизация, ограничение роли государства в экономических процессах до макроэкономических программ, новая фискальная и монетарная политика, структурные реформы;

– увеличение реального дохода населения в ближайшие пять лет. Следование парадигме ООН о человеческом развитии: «не столь важно достижение цифровых показателей в ВВП, производительности труда, сколько обеспечение реального роста благосостояния народа, доступ людей к здравоохранению, образованию, социальной помощи, организация содействия уязвимым слоям населения, их безопасности, охрана материнства и детства»;

– создание прямого диалога между населением и правительственными органами, осуществление принципа субсидиарности – за счет децентрализации, делегирования большей части государственных услуг низовым органам. Реальное разделение ветвей власти на местах – главой местного Кенгаша и руководителем исполнительного органа не будет одно и то же лицо.

О планах по увеличению доли промышленности в ВВП. Сейчас она составляет 34%. К 2030 году эта цифра должна увеличиться до 40%. Для развития этого сектора обозначены восемь главных направлений: химическая, текстильная, фармацевтическая промышленность, строительные материалы, цветные и редкие металлы, добыча и переработка углеводородного сырья, переработка плодоовощной продукции, переработка кожи.

Как известно, в ближайшие пять лет на реализацию инвес­тиционных программ в этих сферах будет направлено 40 млрд долларов. Предполагается осуществление 657 проектов. Только в следующем году начнется реализация 400 проектов с инвестициями в них порядка 20 млрд долларов. Это амбициозная программа, но она подк­реплена реальным видением и реальными финансовыми возможностями.

Доля сельского хозяйства в ВВП республики снижается. Сегодня меньше 30% посевных площадей отведено под хлопок. Каждый год идет снижение этого показателя. За счет этого повышается доля тех видов сельскохозяйственной продукции, которые являются прибыльными для фермеров. Сегодня в Узбекистане производится 19 миллионов тонн овощей и фруктов. К 2021 году планируется довести эту цифру до 26 миллионов тонн, что позволит увеличить экспорт плодоовощной продукции в два раза. Узбекистан намерен увеличить процент переработанной сельхозпродукции с 17 до 30%.

Важной сферой продолжает оставаться текстильная промышленность. Это направление также будет одним из важнейших. Предполагается до 85% произведенного хлопка-сырца перерабатывать в Узбекистане, и за счет этого увеличить в три раза объем готовой продукции.

Говоря о развитии транспортных коммуникаций, стоит отметить, что со многими странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива у Узбекистана нет прямых транспортных маршрутов, и в связи с этим развитие железнодорожного, автомобильного и авиасообщений входит в стратегические планы страны, включая создание железнодорожных путей, связывающих регионы республики.

На данный момент лишь 25% всех инвестиций приходится на развитие частного предпринимательства и малого и среднего бизнеса, что очень мало. Было предложено сформировать такие инвестиционно-правовые условия, чтобы деньги шли в малый и средний бизнес для реального роста экономики и создания новых рабочих мест.

Принимаются решительные меры, направленные на привлечение инвесторов путем повышения доверия к нашей стране, реализации долгосрочной и предсказуемой политики, формирования прозрачного делового и инвестиционного климата. Это направление является одним из наиболее важных приоритетов утвержденной Стратегии развития Узбекистана на ближайшие пять лет.

С сентября 2017 года Узбекистан полностью устранил барьеры для компаний на валютном рынке и ввел свободную конвертацию национальной валюты. Наша страна продолжает принимать активные меры по дальнейшей либерализации внешнеторговой политики. Существенно сокращены тарифные и нетарифные барьеры, снижены импортные таможенные платежи по широкой номенклатуре товаров. Отменены практически все ограничения на экспорт, включая обязательную продажу валютной выручки.

Узбекистан приступил к либерализации рынка сырьевых товаров и энергоносителей, отказавшись от прямого вмешательства государства в их распределение, и с 2018 года – внедрению прозрачных рыночных механизмов реализации этих товаров через биржевые торги.

На системной основе осуществляется работа по снижению налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса и предпринимателей, а также иностранных инвесторов.

В целях защиты интересов и создания благоприятных условий для бизнеса запрещены все виды внеплановых проверок и резко ограничены полномочия контролирующих органов. Создан институт Омбудсмена по защите прав предпринимателей. Эти активные усилия Узбекистана поддерживаются Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и многими другими международными структурами.

Благодаря принятым мерам, Узбекистан вошел в десятку стран-лидеров по динамике улучшения делового климата. Всего за год Узбекистан поднялся на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка «Doing Bisness». Наша страна поставила перед собой амбициозную и вполне достижимую цель – войти к 2025 году в двадцатку лидеров в данном рейтинге.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации, обеспечение устойчивого экономического роста, преобразования в национальном народно-хозяйственном комплексе, неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики.

О. МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

9

Архив

Суббота, 02-марта  
9 8 7 6 5 4 3
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

Семья как фактор эффективной службы

Сегодня перед руководством органов внутренних дел всех уровней, особенно заместителями командиров подразделений по воспитательной части, стоит задача преобразования системы воспитательной работы с личным составом с учетом семейного положения каждого работника



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

  • МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. Факторами, влияющими на принятие человеком решения о миграции, является совокупность объективных и субъективных причин.

    ✔ 90    🕔 11:34, 04.03.2019
  • Роль женщины  в развитии общества
    Роль женщины в развитии общества

    Вопросы всесторонней поддержки женщин, обеспечения их прав и интересов, повышения их экономической, социальной и политической активности в настоящее время определены в качестве важного направления государственной политики


    ✔ 91    🕔 14:51, 25.02.2019
  • ЭКСТРЕМИЗМ –  ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    ЭКСТРЕМИЗМ – ВРАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Экстремизм (от латинского еxtremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.

    ✔ 103    🕔 09:55, 18.02.2019
  • ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ –  ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА
    ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ГАРАНТИЯ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО И ПРОГРЕССА

    Президент страны Шавкат Мирзиёев, обращаясь к учителям и наставникам Узбекистана, указывая на их роль в воспитании молодого поколения, отметил: «Мы хорошо знаем и высоко ценим ваш огромный вклад в гармоничное развитие нашей молодежи, которая сегодня глубоко овладевает современными знаниями и профессиями, иностранными языками, с большими мечтами и надеждами вступает в самостоятельную жизнь, становясь решающей силой нашего завтрашнего дня»


    ✔ 155    🕔 12:55, 11.02.2019
  • ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА
    ТОСКА ПО РОДИНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

    Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) – поэт, ученый и государственный деятель, основатель централизованного государства и империи Бабуридов.


    ✔ 254    🕔 09:35, 04.02.2019
  • КОРРУПЦИЯ –  УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

    Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

    ✔ 135    🕔 12:37, 28.01.2019
Просмотреть всё ►
;