ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

11:10, 01.10.2018
ВАЖНЕЙШИЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВЕННАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Следует отметить, что в 2017–2018 годах пре­дусмотрена реализация около 100 мероприятий, в том числе разработка и принятие более 50 нормативно-правовых актов. 


В частности, были реализованы комплексные меры, направленные на построение правового демократического государства, усиление роли парламента в модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, повышение качества и эффективности государственных услуг, реализацию механизмов общественного контроля. Стал воплощаться в жизнь принцип «Интересы человека – превыше всего».

Остановимся на основных направлениях реформ в сфере совершенствования государственного и общественного строительства

Во-первых, реализованы широкомасштабные меры по совершенствованию государственного управления, прежде всего, развитию современных форм взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного сектора, системы «Электронное правительство». Сформирована качественно новая эффективная система работы с населением, в частности, учреждена Виртуальная приемная и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также в каждом государственном органе созданы специальные подразделения по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Во-вторых, принята Концепция административной реформы в Рес­публике Узбекистан, которая определила конкретные меры по коренному реформированию системы государственного управления, сокращению административного воздействия на экономику и расширению рыночных механизмов управления, созданию здоровой конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата.

Указом Президента Рес­публики Узбекистан утверж­дена «дорожная карта» по эффективной реализации Концепции административной реформы, предусматривающей осуществление более 40 мероприятий в 2017–2018 годах.

Законом «О государственных закупках» был регламентирован порядок осуществления государственных закупок, определены основные принципы  и общие требования, установлены контроль над соблюдением порядка, механизмы обжалования, разрешения споров и конфликтов по вопросам государственных закупок.

Законом Республики Узбекистан «Об административных процедурах» были внедрены современные организационно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти, усилены механизмы внутриведомственного контроля, исключены формализм и злоупотребления в сфере государственного управления, обеспечено эффективное оказание государственных услуг, внедрены современные процедуры реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Необходимо отметить, что с учетом современных требований пересмотрены структуры, задачи и функции около 20 министерств, ведомств и иных организаций, преобразовано более 15 органов государственного и хозяйственного управления.

В-третьих, внедрена система отчетности должностных лиц государственных органов управления перед населением, выработаны четкие критерии оценки их работы, эффективные механизмы общественного, парламентского и депутатского контроля над обеспечением законности в их деятельности.

С принятием Закона Рес­публики Узбекистан «Об общественном контроле» в корне усовершенствованы механизмы общественного контроля, усилены роль негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и органов самоуправления граждан в жизни общества.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах» от 4 июля 2018 года предусматривается создание общественных советов при каждом государственном органе. В целях коренного повышения роли институтов гражданского общества во всестороннем развитии страны, усиления их взаимодействия с органами государственной власти и управления создан Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан.

В представительных органах государственной власти на местах образованы постоянно действующие комиссии по вопросам негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. Предусмотрено создание до января 2019 года «Домов негосударственных некоммерческих организаций».

Реализация указанных мер будет способствовать формированию связывающего «мос­та» между государственными органами и гражданами при осуществлении диалога, что окажет положительное влияние на процесс формирования «площадки диалога» между государством и народом.

В-четвертых, последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных услуг.

С 1 января 2016 года образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». С 1 февраля 2017 года Единые центры из структуры хокимиятов районов (городов) были переданы в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан. Было образовано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции, что позволило сформировать вертикаль управления. В результате кардинально улучшены доступность, качество и оперативность государственных услуг.

Оптимизирован порядок въезда иностранных граждан в Республику Узбекистан. С 15 июля 2018 года введена система оформления и выдачи электронных въездных виз («е-visa.uz»), предусматривающая отмену процедуры обязательного обращения иностранных граждан в дип­ломатические представительства, консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом для оформления въездной визы, а также сокращение сроков рассмотрения обращения иностранного гражданина на получение въездной визы.

Реализуются меры по введению в действие биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу, с отменой порядка оформления стикера разрешительной записи.

В-пятых, совершенствуется система организации работы и оценки деятельности органов государственного и хозяйственного управления и органов исполнительной власти на местах. В частности, с учетом требований времени и потребностей нашего общества территории Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов разделены на секторы по комплексному социально-экономическому развитию, возглавляемые, соответственно, председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, районов (городов), руководителями территориальных органов прокуратуры, внут­ренних дел и государственной налоговой службы.

Указом Президента Рес­публики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению и дальнейшей оптимизации межведомственных коллегиальных органов» упразднен 81 межведомственный коллегиальный орган, оптимизированы 25 межведомственных коллегиальных органов. Это способствовало сокращению административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления, а также исключению дублирования деятельности межведомственных коллегиальных органов.

В-шестых, повышается финансовая самостоятельность органов государственной власти на местах, укрепляются их полномочия в решении вопросов местного назначения.

Установлен порядок ежеквартального заслушивания представительными органами государственной власти на местах отчетов первых лиц. Внедрен механизм премирования руководителей налоговых и финансовых органов в размере до 50 процентов от их должностного оклада.

К примеру, в городе Ташкенте в качестве правового эксперимента внедрен особый порядок управления, предусматривающий образование аппарата хокимов города Ташкента и районов, входящих в его состав. Установлено, что назначение и освобождение от должности руководителей территориальных органов финансов, экономики, строительства, жилищно-коммунального обслуживания и инвестиций по городу Ташкенту осуществляется хокимом города по согласованию с соответствую­щим министром.

Кроме того, в Кенгашах народных депутатов города Ташкента и районов на постоянной основе образован секретариат Кенгаша народных депутатов. Кенгашам народных депутатов города Ташкента предоставлено право давать гарантии и поручительства от имени города Ташкента в пользу юридических и физических лиц. Также внедрены инновационные методы осуществления взаимодействия аппарата хокимов города Ташкента и районов с жителями соответствующих территорий.

В-седьмых, улучшается положение дел в сфере государственной службы, повышаются ее престиж, эффективность, растет самостоятельность руководителей министерств, ведомств и органов государственной власти на местах, отдельные полномочия центральных органов постепенно передаются местным органам власти.

Отменен запрет на прием на работу граждан, не имею­щих временной или постоянной прописки. Внедрена действенная система координации и контроля над деятельностью органов исполнительной власти «Администрация
Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров – республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы исполнительной власти на местах».

В-восьмых, принята Концепция совершенствования нормотворческой деятельности, которая предусматривает внедрение модели «умного регулирования», поэтапное исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование и коррупциогенные проявления. Расширяется практика принятия законов прямого действия. Внедрен порядок применения законов, решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров с момента их вступления в силу без возложения обязательств по принятию дополнительных внутриведомственных актов по организации их исполнения.

Установлено, что субъекты права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Респуб­лики Узбекистан прилагают к нему план мероприятий по его реализации.

Следует отметить, что в решениях Президента Респуб­лики Узбекистан и Кабинета Министров в обязательном порядке предусматриваются нормы, определяющие конкретные поручения с механизмами их реализации, сроки и ответственные исполнители, без дополнительного утверждения после их принятия отдельных планов мероприятий и «дорожных карт».

В заключение следует отметить, что Стратегия действий стала мощным импульсом для поступательного движения Республики Узбекистан по пути реформирования и модернизации страны, построения правового и демократического государства с развитой рыночной экономикой, сильного гражданского общества, обеспечения верховенства закона, безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе. В свою очередь, реализуемые широкомасштабные меры по своевременному выполнению задач, определенных в Стратегии действий, способствовали обеспечению всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни.

Д. САФАРОВ,

заместитель начальника

Организационного департамента,

член экспертно-аналитической группы

МВД Республики Узбекистан,

доктор юридических наук,

майор.

Самые читаемые статьи

Посмотреть все

2

Архив

Суббота, 12-января  
2 1

Просмотреть всё ►

Коротко

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ПОМОГАЕТ СЛУЖБЕ

Военнослужащие несут на своих плечах в тысячу раз больше ответственности, чем другие. Они должны охранять каждую пядь земли, защищать ее от внешних угроз. Наш народ живет в мирной и спокойной стране благодаря тому, что опирается на смелых и отважных сынов Родины, которые стараются оберегать и укреплять фундамент нашего будущего



Посмотреть всё ►

Самые читаемые статьи

Просмотреть всё ►
;